29 ноября 2020 19:28

29 ноября 2020 19:28

фото: виктор казарин

Дорога дала надежду

Железнодорожники Октябрьской, строители Дороги Победы, реконструкторы и горожане почтили память героев грозных блокадных лет

В Санкт-Петербурге на Финляндском вокзале 7 и 8 февраля прошли мероприятия, посвящённые 77-й годовщине со дня прибытия в осаждённый Ленинград первого поезда.
В пятницу, 7 февраля, ветераны ОЖД традиционно отправились в Петрокрепость. От Финляндского вокзала их путь лежал туда, где 77 лет назад была построена Дорога Победы. Они посетили обелиск «Стальной путь», возложили венки и почтили память героических строителей магистрали, которые всего за 17 дней смогли проложить 33 км железной дороги, спасшие осаждённый город от голодной смерти. А на следующий день на Финляндском вокзале состоялась историко-театральная реконструкция, посвящённая 77-й годовщине со дня прибытия в блокадный Ленинград первого поезда с продовольствием.

«Для работников Октябрьской железной дороги, помимо Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, есть не менее знаковая дата – это прибытие первого поезда в блокадный Ленинград 7 февраля 1943 года, – сказал начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин. – Железная дорога, по которой доставлялись продукты в осаждённый город, была построена за 17 дней. Не помешали ни сильнейшие морозы, ни постоянные обстрелы. Именно благодаря мужеству горожан, военных и железнодорожников появилась Дорога Победы – дорога надежды».

Среди гостей, пришедших в этот день на Финляндский вокзал, были и свидетели той поры: блокадники и строители магистрали. «В считанные дни нами было построено несколько небольших мостов. Но самым сложным, конечно же, оказалось создание моста через Неву», – вспоминает 96-летний Вадим Сергеевич Бобиков, в 1943-м – красноармеец 11-й бригады железнодорожных войск, один из строителей Дороги Победы. Люди вбивали сваи под постоянными обстрелами. Работа была тяжёлой, а строить надо было быстро, но иногда редкие минуты отдыха были просто необходимы. Ветеран вспоминает, как приехал к ним с проверкой руководитель строительства – начальник управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков. Лейтенант, увидев высокое начальство, побежал прекращать перекур, отправлять на работу. А Иван Георгиевич подошёл тогда, пожал всем руки и поблагодарил. А потом, повернувшись к лейтенанту, приказал: «Дай людям немного отдохнуть!»

В мероприятии на Финляндском приняло участие 50 реконструкторов. Были среди них и железнодорожники. «Сегодня я пришёл в форме гражданского железнодорожника образца 1934 года, – сказал бригадир пути Зеленогорской дистанции пути Илья Русанов. – Поскольку работаю в службе пути, я сшил себе именно путейскую форму – на моих петлицах зелёный кант. Как член военно-исторического клуба «Патриот», с 2013 года участвую в организации фестивалей, посвящённых битве за Ленинград. Мы проводим патриотическо-исторические открытые уроки для школьников. А также традиционно участвуем в реконструкции встречи блокадного поезда. Очевидно, что открытие Дороги Победы и приход этого состава были очень важными событиями в жизни страны. С вводом в строй этой железной дороги снабжение ленинградцев продовольствием значительно улучшилось, а сама магистраль дала толчок для освобождения города».

Около полудня зрителям предложили перейти из помещения вокзала на платформу. Реконструкторам в военной форме той поры удалось воссоздать атмосферу событий февраля 1943 года. Перед гостями были разыграны короткие сценки из блокадной жизни, затем девушка в шинели с кубиками в петлицах прочитала пронзительные строки Ольги Берггольц. А реконструктор в роли начальника Октябрьской железной дороги той поры Бориса Саламбекова произнёс: «Никогда ещё железнодорожникам не приходилось решать более сложной задачи, никогда ещё железная дорога не спасала целый город, тем более такой, как Ленинград».

Раздался гудок паровоза, и все, кто был на перроне, повернулись в его сторону. Я, чтобы его разглядеть, вставала на цыпочки. Наверное, также в 1943-м встречала спасительный состав моя бабушка-блокадница… Тогда, 77 лет назад, он привёз не оружие и боеприпасы, а 800 тонн сливочного масла.

«Локомотив, который вы видите сейчас, это паровоз ЭУ683-32, по прозвищу «Эховский», трудился в военные и после­военные годы», – сказал одетый в железнодорожную форму 1940-х машинист локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский Вадим Гуков, который и привёл ретро-состав на вокзал. Машина именно этого типа доставила в осаждённый город первый после прорыва блокады поезд.

Люди приходили семьями, вместе с пожилыми родителями и маленькими детьми. «Сейчас предпринимаются активные попытки переписать историю и стереть наш код победителя, – сказал председатель совета ветеранов первой отдельной ордена Александра Невского Кенигсбергской железнодорожной бригады Александр Максимов. – И такие мероприятия очень нужны, в первую очередь для молодёжи, как напоминание о героических страницах в судьбе Ленинграда и всей страны».

Елена Харламова