31 мая 2020 13:42

31 мая 2020 13:42

фото: архив ФГП ВО ЖДТ России на ОЖД

Надёжная охрана стального пути

В понедельник ведомственная охрана железнодорожного транспорта отмечает 98-летие


Вооружённая Охрана Путей Сообщения в структуре НКПС была создана 9 декабря 1921 года, когда по инициативе Дзержинского ВЦИК и СТО РСФСР был принят декрет «Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения». Дата его подписания и отмечается как День создания ведомственной (военизированной) охраны железнодорожного транспорта.

Наше интервью – с директором филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железно­дорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России) на ОЖДЮрием Афанасьевым.

– Юрий Анатольевич, возглавляемая Вами структура – продолжатель почти вековых славных традиций надёжнейшей охраны. Как сейчас регламентируется деятельность филиала?

– За те 98 лет, что нас отделяют от дня создания нашей структуры, многое изменилось: условия работы, угрозы и вызовы, стоящие перед транспортным комплексом, средства охраны. Существенно укрепилась законодательная база, на основе которой мы работаем. В настоящее время ведомственная охрана железнодорожного транспорта осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами «О ведомственной охране», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О транспортной безопасности», «О пожарной безопасности». Действующим законодательством определён перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной охране и защите подразделениями нашего предприятия. В соответствии с этим перечнем мы выполняем задачи в тесном взаимодействии с дирекциями ОЖД, Северо-Западным региональным центром безопасности, органами внутренних дел на транспорте, МЧС, а в ряде случаев и ФСБ России.

Особо хотелось бы отметить то внимание, с которым руководители нашей дороги относятся к проблемам обеспечения транспортной безопасности, сохранности имущества и грузов, перевозимых по железной дороге, обеспечению пожарной безопасности. Мы всегда находим у них понимание и поддержку в этих вопросах.

– Какие задачи решает ведомственная охрана?

– Основные – это защита охраняемых объектов от противоправных посягательств, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждение и пресечение там преступлений и административных правонарушений, охрана грузов на железнодорожных станциях и в пути следования и борьба с пожарами, их профилактика. С 2018 года важнейшей задачей для ведомственной охраны железнодорожного транспорта является обеспечение транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

– Кто приходит работать в ведомственную охрану?

– Костяк трудового коллектива – люди, прошедшие службу в Вооружённых Силах, полиции, Росгвардии, МЧС, других структурах. На нашем предприятии сложилась и действует система профессиональной подготовки. После трудоустройства работники занимаются в нашем учебном центре, при необходимости – проходят дополнительную подготовку по транспортной безопасности и аттестацию в качестве сил транспортной безопасности. Учебный центр филиала располагает необходимой учебно-материальной базой, в том числе тренажёрной, позволяющей качественно осуществлять подготовку по всем основным специальностям.

В соответствии с действующим законодательством наши работники ежегодно в территориальных подразделениях Росгвардии проходят проверку на пригодность к действиям в условиях применения специальных средств и оружия.

Все работники обеспечиваются установленной формой, в том числе специальной.

– Как меняется работа подразделений ведомственной охраны?

– В охрану приходят новые технологии. Расширяется спектр применяемых технических средств охраны. Так, при организации охраны грузов используется система слежения за нахождением груза на базе сети ГЛОНАСС. Поэтому потребовалось обучение наших работников обслуживанию соответствующих систем, оснащение постов охраны современной компьютерной техникой, автоматизированными рабочими местами. В подразделениях увеличивается количество автотранспорта повышенной проходимости, который позволяет оперативно реагировать на вмешательства в работу железнодорожного транспорта.

– Можно предположить, что один из ваших самых ответственных объектов – высокоскоростной ход Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Бусловская…

– В этом году отмечается десять лет движения между Санкт-Петербургом и Москвой высокоскоростного поезда «Сапсан». За это время сформирована система защиты высокоскоростного хода. Подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на ОЖД занимают в этой системе ключевую позицию, обеспечивая контроль за каждым метром пути.

– Работа в охране – это и работа с людьми – пассажирами, работниками ОАО «РЖД», просто гражданами, находящимися на объектах железной дороги. Как работники ведомственной охраны выстраивают общение с лицами, находящимися на охраняемых объектах?

– Действительно, такая проблема существует. Особенно актуальной она стала с мая прошлого года, когда наши подразделения стали выполнять функции досмотра на вокзальных комплексах Петербурга, Волхова, Бологое, Чудово и ряде других. Напомню, что это происходило в период проведения чемпионата мира по футболу.

Специально для того, чтобы обеспечить культуру общения и поведения наших работников, была разработана памятка, задействованы средства аудио- и видеофиксации на постах досмотра. Всё это принесло положительный результат. За почти два года работы постов досмотра имеются единичные случаи обращения по поводу действий работников досмотра. Причём граждане обращались с претензиями к нам, руководителям подразделений ведомственной охраны. Все проблемные вопросы были своевременно решены.

По итогам работы в период проведения чемпионата мира и в текущем году многие наши работники отмечены наградами Минтранса, Росжелдора, нашего предприятия, органов МВД на транспорте.

– Как организована противопожарная служба?

– В настоящее время в составе филиала действует 25 пожарных поездов. Они постоянно находятся в боевом дежурстве в готовности к выезду на ликвидацию чрезвычайной ситуации. Каждый поезд укомплектован двумя цистернами-водохранилищами и вагоном-насосной станцией. В летний пожароопасный период число цистерн в составе поезда, как правило, увеличивается.

Для тушения пожаров, ликвидации иных чрезвычайных ситуаций на вооружении пожарных поездов состоят стационарные и переносные мотопомпы, установки комбинированного тушения пожаров пеной «Пурга», рукава, стволы, лестницы, гидравлический и ручной инструмент для разбора завалов, дыхательные аппараты. Поезда аттестованы как аварийно-спасательные подразделения. Нередко пожарные поезда выезжают на помощь МЧС при тушении крупных пожаров, торфяников, угрожающих транспортной инфраструктуре. Последний раз три пожарных поезда, дислоцирующихся в Санкт-Петербурге, были задействованы 3 декабря этого года при тушении терминала «Логистика-терминал» в Шушарах.

Ежегодно все работники пожарных поездов, прежде всего газодымозащитники и машинисты насосных установок, проходят переподготовку по специальности.

Как и в иных направлениях нашей работы, деятельность пожарных поездов обеспечивается современными техническими средствами. К примеру, внедрена автоматизированная информационная система мониторинга обстановки пожарной безопасности (ИАС МОПБ), позволяющая давать оперативную информацию о пожарах и оптимизировать работу подразделений.

Стало хорошей традицией участие наших пожарных в работе с детьми. Так, в детских оздоровительных лагерях «Тверца» и в Великих Луках специалисты демонстрируют, как действовать в случае пожара, пользоваться огнетушителем, подавать ствол в очаг возгорания, надевать боевой костюм, работать с верёвками, с дыхательным аппаратом. Ребята узнают, что такое пенно-водяная смесь. Затем организуют соревнования детских команд с использованием боевого снаряжения и техники. Победители получают сладкие призы, грамоты, медали. Мальчишки и девчонки очень довольны такими встречами.

Работники пожарных поездов занимаются пожарно-спасательным спортом, ежегодно организовываются соревнования между пожарными подразделениями. В 2019 году в нашем городе состоялся чемпионат Федерального агентства железнодорожного транспорта по пожарно-спасательному спорту. Было выставлено 9 команд. Пожарные филиала ФГП ВО ЖДТ России на ОЖД заняла почётное третье место.

– Не забывает ли руководство предприятия тех, кто отработал и вышел на заслуженный отдых?

– Мы поддерживаем связь с ними. Проводим праздники, чествование, дарим подарки. Кроме того, профсоюз филиала организует мероприятия для отдыха и досуга работников и их семей. В этом году группы ездили на экскурсию в Кронштадт, Псков, Печоры-Псковские, на крейсер «Аврора», в Эрмитаж, посещали театр.

– Юрий Анатольевич, приведите примеры посягательств на объекты железной дороги и пресечения таких действий вашими работниками.

– За 11 месяцев этого года на территории Октябрьской железной дороги, нашими работниками задержано за хищения имущества дороги 1100 человек. Только на главном ходу за хулиганство и вандализм задержано 150 человек в том числе 31 несовершеннолетний. Приведу пример: 3 ноября 2019 года стрелок, выполнявший задачу по охране объекта на станции Мстинский мост, заметил и немедленно доложил о попытке видеосъёмки с использованием квадрокоптера в непосредственной близости от запретной зоны объекта. На пассажирской платформе было задержано трое граждан без документов, разрешающих съёмку объекта транспортной инфраструктуры с использованием квад­рокоптера. За проявленную бдительность стрелку Владимиру Соловскому объявлена благодарность генерального директора ФГП ВО ЖДТ России и вручена денежная премия.

В завершении интервью поздравляю всех работников ведомственной охраны с профессиональным праздником, желаю им здоровья, профессиональных успехов, удачи, материального благополучия. Поздравляю наших ветеранов, выражаю им благодарность за огромный вклад в становление и развитие традиций на предприятии.

Всем читателям «Октябрьской магистрали» хочу сказать, что работники филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на ОЖД успешно решали и решают задачи по обеспечению безопасности на объектах дороги, охране и сбережения грузов и имущества дороги, готовы и способны решать новые задачи, которые перед нами ставит время, ставит развитие отрасли.

Беседовал Владимир Саблин