16 января 2021 18:56

16 января 2021 18:56

фото: иван куртов

Ролики для остряков

Все, кто изучал в школе физику, знают: сила трения, присутствующая практически во всяком процессе, препятствует движению, ускоряет износ материалов и снижает КПД любого механизма. Для уменьшения силы трения при скольжении придумали смазку трущихся поверхностей, и эта процедура требует дополнительных затрат.
А стрелочных переводов в зоне обслуживания предприятия – больше 110. С особой интенсивностью они эксплуатируются, а следовательно и изнашиваются в парке Обухово, через который в сутки проходит около 60 пар дальних пассажирских, пригородных и грузовых поездов.    

– Смазывающая жидкость наносится ежедневно – для минимизации сил трения подошвы остряка  о верхнюю постель стрелочных башмаков, – говорит главный инженер Санкт-Петербург-Московской дистанции пути Алихан Касумов. – Эта работа выполняется монтёром пути, для ограждения места нужны также два сигналиста. Данный процесс требует огромных трудозатрат и дорогостоящих смазывающих жидкостей. А, кроме того, это представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья работников, наносит большой вред окружающей среде.

Как подсчитали экономисты дистанции, на зарплату монтёров пути, осуществляющих смазку, расходуется около 600 тыс. рублей в год, плюс отчисления на социальные нужды, да ещё на смазывающие материалы – более 60 тыс. рублей. Как уйти от этих низкоэффективных трудовых затрат, уже придумали российские и зарубежные учёные, а компании-производители наладили выпуск соответствующих устройств – роликовых систем.

Такая система устанавливается на рамный рельс стрелочного перевода Р-65 под остряком с тем, чтобы  остряк не скользил по подушке башмака, а перекатывался по роликам. В этом случае трение скольжения меняется на трение качения. «В процессе перевода из рабочего положения остряк набегает на передний ролик роликовой опоры, а опорный ролик, находящийся под подошвой остряка, приподнимает его на высоту, исключающую трение подошвы о подушку, – поясняет механизм действия Алихан Адилович. – Происходит перекатывание остряка в крайнее нерабочее положение. Роликовая опора не создаёт зазора между подошвой рабочего остряка и подушкой башмака при прохождении железнодорожного состава по стрелочному переводу, что исключает вероятность нарушения безопасности движения поездов».

Как выяснилось, это избавляет не только от ежедневной смазки башмаков, но и – как следствие  – от очистки стрелочных переводов от грязи дважды в год. Три года назад Санкт-Петербург-Московская дистанция пути была выбрана полигоном для испытаний роликовых систем различных отечественных и зарубежных производителей. В парке Обухово станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский на десяти стрелочных переводах проектов 2750 и 2799 марки 1/11 на железобетонных брусьях парка Обухово были установлены системы, произведённые ООО «Муромская промышленная компания», «Schwihag GmbH» (Швейцария), «Voestalpine VAE GmbH» (Австрия), «Buntmetall Amstetten GmbH» (Австрия), Vossloh Cogifer (Франция). Сравнительные испытания продолжаются.

– Роликовые устройства сравнивались по четырём позициям: степень сложности установки, работоспособность в тяжёлых погодных условиях, устойчивость к загрязнению, надёжность конструкции, – рассказывает Алихан Касумов. – Ну и цена, конечно, тоже важна, это был пятый критерий. По четыре балла из пяти возможных мы поставили роликовым системам производства ООО «Муромская промышленная компания» и «Voestalpine VAE GmbH».

Уже в процессе испытаний путейцы выяснили, что ничего особенно сложного в конструкции роликов нет. Возникла мысль попробовать делать такие системы самим. Начальник дистанционных мастерских Виктор Голубев согласился попробовать, необходимые для производства станки в парке имеются, есть и работники соответствующей квалификации. Подсчитали потребные ресурсы на изготовление роликовых устройств: для оборудования одного стрелочного перевода их нужно четыре. Выточили нужные детали, собрали из роликов систему.

Функциональный проект «Снижение эксплуатационных расходов дистанции пути за счёт внедрения роликовых устройств собственного производства» был разработан и реализован в ПЧ-10 в четвёртом квартале прошлого года. По итогам работы в первом полугодии 2017-го экономический эффект снижения трудозатрат на обслуживание стрелочных переводов подтверждён. Если до улучшения процесса расходы составляли 820,6 тыс. рублей в год, то теперь – 134,5 тыс. (столько стоит производство и установка устройства). Следует отметить, что стоимость роликовых систем как у зарубежных, так и у российских производителей – гораздо выше.

Установка роликовых устройств позволяет сократить расходы не только на смазку стрелок, но и на очистку их от грязи. Пока такие устройства изготовлены и установлены только на десяти стрелочных переводах. Но в Санкт-Петербург-Московской дистанции планируют дальнейшее внедрение новинки, в перспективе все стрелки в зоне обслуживания ПЧ будут переведены на ролики.

Галина Андреева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31