16 января 2021 18:26

16 января 2021 18:26

фото: иван куртов

Ставка на тиражирование

Хозяйство пути полигона ОЖД лидирует в программе «Бережливое производство»

Наше сегодняшнее интервью - с главным инженером службы пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Юлианом Шлыком.

– Юлиан Юрьевич, служба пути Октябрьской дирекции инфраструктуры в первом полугодии признана лучшей на сети дорог в деле развития бережливого производства. С какими итогами вы отработали в январе – июне?

– С начала года предприятиями хозяйства пути на полигоне ОЖД реализовано 9 функциональных проектов с общим эффектом более 30 млн рублей и тиражировано – более 50. Дело в том, что Октябрьская дирекция инфраструктуры установила нам задание, исходя из численности работников, а численность у нас – самая большая из всех отраслевых хозяйств инфраструктурного комплекса. Таким образом, на 2017 год нам запланировали получение экономического эффекта от реализации новых проектов в размере 2,8 млн рублей, от тиражирования уже реализованных – около 90 млн рублей. Это – весьма солидная сумма даже для нашего многочисленного хозяйства.

– Но, судя по результатам первого полугодия, вы неплохо справляетесь с заданными показателями. Очевидно, что в этом направлении ведётся постоянная целенаправленная работа. Можете поделиться опытом с другими службами и дирекциями?

– Для получения максимально возможного эффекта мы сделали ставку на массовость, на количество. Была разработана адресная программа тиражирования наиболее результативных проектов путевого хозяйства (Центральной дирекцией сформирован их реестр, который находится в общем доступе, можно выбрать). Но, конечно, разработки плана недостаточно, нужно постоянно держать процесс под контролем, где-то подталкивать. Этим занимаются главные инженеры линейных структурных подразделений. Мы ведь знаем, что кадры решают всё. И там, где руководители заинтересованы в развитии процесса, он идёт. Хотел бы отметить в этой связи роль главных инженеров Санкт-Петербург-Московской дистанции пути Алихана Адиловича Касумова, Маловишерской дистанции пути – Сергея Викторовича Лебедко.

– Наверное, в дистанциях есть специалисты, новаторы и эксперты в области БП?

– Специально обученный персонал есть, но эксперты, которые квалифицированно разбираются в вопросах бережливого производства и вносят большой вклад в развитие движения, – не во всех дистанциях. Сейчас, к сожалению, обучение по этой программе закрыто. Ставка в настоящее время сделана на дистанционное обучение, но данная форма, как показывает жизнь, малоэффективна и не пользуется популярностью. Хорошо зарекомендовали себя двухдневные курсы по программе «новатор» в нашем корпоративном университете, где читают лекции преподаватели ПГУПСа. Некоторые наши дорожные мастера и бригадиры прошли такое обучение.

Но в целом нужно отметить, что в линейных структурных подразделениях испытывают затруднения с оформлением документации: заявок на проекты, паспортов. Интересных предложений на местах рождается немало, но они могут захиреть на этапе идеи в силу названных причин. Здесь приходится подключать инженерно-технических работников службы для оказания методической помощи.

– Какие проблемы производственного или социального характера удалось решить в дирекции с помощью системы бережливого производства?

– С помощью бережливого производства у нас решаются в основном проблемы экономического характера. Экономисты нацелены на получение прямого сиюминутного эффекта – сокращения эксплуатационных расходов. В дистанциях пути очень много предложений по улучшению, от которых нет моментальной отдачи в рублях, есть технологический эффект, который не учитывается экономистами (уменьшение времени на операции, повышение качества услуги, снижение возможных рисков). В результате мы имеем отдельные адресные проекты, но непрерывного процесса улучшений. А ведь в основе идеологии бережливого производства – не экономия ресурсов, а совершенствование технологических процессов и сокращение непроизводительных потерь.

В идеале система призвана изменить мышление всех участников производственного процесса, заинтересовать в постоянном его совершенствовании. У нас есть интересные проекты, направленные на снижение рисков при производстве путевых работ, повышение безопасности труда. Но эффект от них – гипотетический, рассчитывается, исходя из затрат компании при несчастных случаях на производстве. Да, они могут быть, а могут и не быть (и дай Бог, чтобы не было). Но проблема охраны здоровья и жизни остаётся, в путевом хозяйстве ОАО «РЖД» уже в этом году произошло несколько несчастных случаев на производстве. Однако защитить и отстоять право таких проектов на жизнь нам пока не удалось. Попробуем в следующем году включить в план. Что касается улучшений в производственной сфере, снижения затрат при производстве путевых работ, их очень много. В каждой дистанции – не по одному реализованному проекту данной тематики.

– Назовите наиболее значимые, с Вашей точки зрения.

– В нескольких дистанциях пути внедрена инновационная мульчерная технология для расчистки полосы отвода от древесно-кустарниковой растительности и порубочных остатков. Вы знаете, что эта проблема всегда стояла остро на железной дороге, требовала большого отвлечения ресурсов. Использование мини-погрузчика Bobcat со специальным ротором-мульчером позволило снизить эксплуатационные расходы на 60%. Преимущество данной технологии заключается в способности за одну технологическую операцию срезать растительность до уровня почвы, измельчать остатки в щепу и смешивать их с землей, разрыхлять почву на глубину до 40 см. Остатки пней и веток ротор измельчает в биомассу, которая препятствует быстрому возобновлению растительности. Поэтому интервалы в очистке полосы отвода увеличиваются до 8 лет.

Ещё одно достоинство – это исключение вывоза и утилизации отходов. Общий экономический эффект от реализации данного проекта – 1,8 млн рублей. Интересную разработку – крыло для выгрузки щебня с платформы – придумали в Костомукшской дистанции пути, благодаря применению приспособления уменьшение затрат на текущее содержание пути составило более 1,6 млн рублей. Эффективный проект – производство ямочного ремонта асфальтового покрытия переездов с помощью машины БЦМ. Оно было реализовано в Санкт-Петербург-Московской дистанции пути. Экономический эффект от ремонта 1 переезда составляет 10,377 тыс. рублей, На ремонте 9 переездов сэкономили 93,393 тыс. рублей. Недавно этот проект тиражирован в Тверской дистанции пути. В числе значимых тиражированных проектов следует также отметить объединение процессов диагностики пути в Торжокской дистанции инфраструктуры.

– Юлиан Юрьевич, какие проблемы Вы видите в современной организации системы БП, что бы Вы предложили изменить?

– Думаю, что не буду оригинален, если скажу, что главная проблема – это отсутствие мотивации к улучшению процессов. Работники, разработавшие и реализовавшие проекты в IV квартале прошлого года, до сих пор не получили предусмотренные положением вознаграждения. Кроме того, с нынешнего года, в соответствии с распоряжением № 1401 80% от суммы полученного экономического эффекта снимается с бюджета эксплуатационных расходов подразделения. Последствия такого решения ощущают во всех службах и дирекциях, активность в подаче заявок на реализацию проектов снизилась в разы. Если ставить целью развитие бережливого производства, то ситуацию нужно исправлять. Простая агитация без материальной заинтересованности сегодня ничего не даст.

Беседовала Галина Морозова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31