16 января 2021 18:39

16 января 2021 18:39

фото: архив предприятия

Депо на Ловати отмечает юбилей

Центром торжеств станет восстановленный великолучанами последний паровоз-«лебедянка»

В следующие выходные в Великих Луках отпразднуют не только День железнодорожника, но и 110-летие предприятия, на базе которого сегодня работают два локомотивных депо – эксплуатационное и сервисное.
Малые ремонтные мастерские близ реки Ловать в 1907 году состояли из двух корпусов веерного типа по 20 стойл с поворотным кругом в каждом. Паровозное депо со временем обрастало служебно-базовыми помещениями и ремонтными цехами. Во время Великой Отечественной войны в районе станции шли ожесточённые бои, железнодорожное хозяйство здесь было полностью уничтожено.

Ветераны вспоминают, как восстанавливали предприятия узла. Железная дорога означала возврат к мирной жизни, развитие, достаток. Она была необходима, и люди трудились самоотверженно, на грани героизма. Под открытым небом ремонтировали паровозы и выдавали их на линию. Производительность труда доходила до 200 процентов.

В 60-х годах ХХ века депо переходит на тепловозную тягу. Первый пассажирский ТЭП60 прибыл в Великие Луки в 1965-м, а со следующего года началось освоение грузового движения тепловозами ТЭ3.

С начала нового тысячелетия депо специализируется на ремонте тепловозов 2ТЭ116 и ТЭП70. В состав  укрупнённого предприятия вошло локомотивное депо Новосокольники, оно стало пассажирским цехом ТЧЭ-31. Своими тепловозами и бригадами ТЧЭ-31 обслуживает в грузовом движении «плечи» от Великих Лук до Витебска, Резекне, Ржева, а также Новосокольники – Дно – Псков. В пассажирском движении великолукские локомотивные бригады ездят до Санкт-Петербурга, Волоколамска, Себежа и Бологого. В 2009 году депо разделилось на два предприятия – ремонтное  и эксплуатационное. А потом на ремонте и техническом обслуживании локомотивов стало специализироваться сервисное депо – предприятие Северо-Западного филиала ООО «ТМХ-Сервис».

В честь юбилея депо и к Дню железнодорожника в Великих Луках будет торжественно открыт памятник-паровоз.

Узнав о том, что  на базе запаса подвижного состава в Новосокольниках остался единственный паровоз и что ему грозит отправка в переплавку, великолучане предприняли все меры к тому, чтобы Л-1846 не был разрезан на металлолом. Они спасли эту последнюю «лебедянку».

Ещё лет десять назад в резерве на базах запаса ОАО «РЖД» в Новосокольниках и в Невеле стояли десятки паровозов  разных серий. Но за этот такой небольшой период почти все они оказались разрезаны и переплавлены. Повезло лишь единицам, отправленным в музеи разных магистралей, да водружённым на постаменты в виде исторических памятников на станциях и в депо. К 100-летию Мурманского узла, например, предпоследняя «лебедянка» была установлена на постаменте в Мурманске. И вот теперь удалость спасти последний такой паровоз. Сейчас на базе запаса из старинных локомотивов остались только тепловозы.

Все предприятия Великолукского узла выразили готовность помочь в восстановлении исторического локомотива Л-1846. Инициатором и организатором  столь серьёзного мероприятия был начальник эксплуатационного локомотивного депо Сергей Михалченков. Его инициативу поддержали коллеги из сервисного локомотивного депо и приняли активное участие в работах по обновлению «лебедянки». Путейцы вызвались установить фундамент, положить   шпалы и рельсы на постамент. Машинисты, помощники, ремонтники сервисного депо в свободное время очистили и покрасили паровоз. Простоявший с 1990 года на базе, он отлично сохранился: был  так грамотно законсервирован, что при небольшой подготовке смог бы отправиться в рейс с грузовым поездом.  

Можно сказать, что этот паровоз сплотил всех железнодорожников Великолукского узла, казалось бы, так сейчас разобщённых. Помощников набралось хоть отбавляй: энергетики, связисты, работники восстановительного поезда. И всем находится дело. Большую помощь оказывают ветеран узла Геннадий Балакирев, машинисты Виталий Кочерешко и Максим Незамаев, помощник машиниста Иван Лазарев, начальник дистанции пути Виталий Желтиков и многие другие. Особенно ценно то, что общее дело сдружило коллективы сервисного и эксплуатационного локомотивных депо.  

В дни празднования юбилея депо в Великих Луках и Дня железнодорожника обновлённый исторический локомотив будет центром торжественных мероприятий. Кому-то он напомнит пережитое и былые  времена, а для кого-то станет символом надёжности и стабильности железных дорог, позволяющим с оптимизмом смотреть в будущее.

Ольга Печора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31