27 февраля 2021 05:51

27 февраля 2021 05:51

фото: архив предприятия

Эффект реформирования

Разделение работников СЦБ на ремонтников и эксплуатационников позволило сэкономить миллионы рублей

Год назад, в середине 2016-го, Тверская дистанция сигнализации, централизации и блокировки была перепрофилирована из эксплуатационной в ремонтную. До этого полигон дистанции охватывал участок протяжённостью 208 км. Сюда входил и такой ответственный перегон главного хода ОЖД, как Решетниково – Калашниково.
После реформирования ставшее ремонтным предприятие приступило к обслуживанию двух эксплуатационных дистанций – Московской и Бологовской – на участке общей протяжённостью 500 км. Из них почти 400 км приходится на главный ход магистрали – от Ленинградского вокзала до станции Окуловка.

Численность работников дистанции в результате перепрофилирования сократилась со 137 человек до 102. К счастью, увольнять никого не пришлось. Люди перешли на работу в другие предприятия.

Новая структура ШЧ-2 представляет собой сеть разнопрофильных бригад. Три бригады КИПа и четыре планово-предупредительного ремонта базируются на станциях Москва, Клин, Тверь и Бологое. На этих же участках работают ещё три бригады, занимающиеся измерением параметров и ремонтом кабельных линий, испытанием защитных средств и устройств заземлений.

Коллектив мастерской (цеха по ремонту металлоёмкого оборудования) и бригада надёжности, представляющая собой диспетчерский аппарат, дислоцируются непосредственно на станции Тверь. Там, в помещении площадью более 600 м², размещается технологическая линия по ремонту напольного оборудования, где специалисты предприятия его проверяют, монтируют и регулируют параллельно с другой аппаратурой СЦБ. Кроме этого, они выполняют работы в соответствии с годовым графиком по техническому обслуживанию устройств, ремонтируют кабель, приваривают электротяговые соединители рельсовых цепей, сопровождают «окна» на объектах модернизации железнодорожных путей.

Эффективность функционирования ремонтной дистанции выражается в разных аспектах. Возьмём, к примеру, обслуживание стрелочных электроприводов (СЭП). Их в границах Тверской, Московской и Бологовской дистанций эксплуатируется 1 750, причём самой разной модификации. Периодичность замены СЭП для линий I класса – один раз в восемь лет. По плану в дистанционных мастерских ШЧ-2 ремонтируется и выпускается в месяц 21 СЭП, а в год – 242. Следовательно, в течение восьми лет будет отремонтировано 1 936 приводов. Получается, что Тверская ремонтная дистанция может обеспечить непрерывность жизненного цикла СЭП не только на предприятиях главного хода ОЖД (ШЧ-1 и ШЧ-4), но и в дистанциях широтного хода – ШЧ-3 и ШЧ-24. С учётом того, что цена нового СЭП составляет 62 тыс. руб., а себестоимость ремонта – 21 тыс. руб., годовой экономический эффект от вторичного использования материалов превысит 10,3 млн руб.

– Благодаря созданию ремонтной дистанции работники эксплуатационных предприятий не отвлекаются от выполнения графика технологического процесса, – уточняет начальник ШЧ-2 Анатолий Ким. – При этом создаются условия для перехода на обслуживание устройств по состоянию и реализации технологии выполнения работ «под ключ». Кроме того, поддерживается эстетическое состояние устройств.

Деятельность ремонтной дистанции осуществляется в технологические «окна» в условиях движения высокоскоростных поездов. Работники предприятия имеют многофункциональную специализацию, а значит, взаимозаменяемы. Они не отвлекаются на устранение отказов и пред­отказных состояний и мотивированы на повышение качества и производительности труда.

Совершенствование ремонта устройств осуществляется через внедрение рационализаторских предложений и функциональных проектов. Так, например, электромеханик Дмитрий Доронкин высказал идею использования старогодных материа­лов стрелочного электропривода при изготовлении скоб для расшивки коробочных перемычек на железобетонные шпалы. А другой рационализатор, старший механик цеха по ремонту Александр Иванишко, предложил испытывать поступившие СЭП определённого типа на стенде для обкатки разных видов приводов, для чего необходимо было устранить разницу в длине хода шибера за счёт приставного приспособления. В течение 2016 года в дистанции внедрено 41 рационализаторское предложение с экономическим эффектом в 647 тыс. руб. А также – два проекта улучшений с экономией 445 тыс. руб.

Взаимоотношения эксплуатационных и ремонтной дистанций базируются на восьми регламентах взаимодействия. Годовой план составляют на основе дефектных ведомостей, плана работ по ремонту объектов, подготовки и замены стрелочных электроприводов, графика технического обслуживания и ремонта устройств и систем СЦБ. Также здесь учитываются планы по организации технических мероприятий, работ по сопровождению при модернизации пути, подготовке к работе в зимних условиях и к обеспечению летних пассажирских перевозок. На основе годового плана составляются ежемесячные, еженедельные и суточные. При составлении семидневных учитываются работы по текущим заявкам эксплуатационных дистанций, деятельность автотранспорта и специального самоходного подвижного состава, сопровождение «окон» с выполнением сопутствующих операций, приварка соединителей. Благодаря существующей системе стало возможным более эффективно планировать объёмы выполнения задач и материально-технических ресурсов. А также более точно учитывать трудозатраты.

– Работы очень много. В прошлом году наша дистанция участвовала в модернизации первого главного пути перегона Редкино – Завидово, – рассказывает заместитель начальника ШЧ-2 Виктор Островский. – Были комплексно заменены устройства автоматики и телемеханики: мачтовые и карликовые светофоры, путевые ящики, дроссель-трансформаторы, устройства контроля схода подвижного состава, свето­диодные головки на пешеходных переходах, кабельные муфты, дроссельные перемычки. На железобетонные шпалы расшиты и задублированы тросовые перемычки, идущие к путевым ящикам. В этом году основной объём работ предстоит в трёх местах: это третий главный путь перегона Крюково – Сходня, первый главный участка Сходня – Химки, и два главных между станциями Ховрино и Москва-Товарная. Там работники дистанции в рамках сопровождения ночных «окон» занимаются обеспечением сохранности напольных устройств и кабельных сетей.

В заключение ремонтники СЦБ заметили, что всё-таки в их работе до сих пор имеются пробелы. Так, для эффективной работы ремонтной дистанции необходимо в единой корпоративной автоматизированной системе управления инфраструктурой (ЕК АСУИ) предусмотреть функциональные возможности, которые позволяют анализировать трудозатраты с целью равномерной загрузки эксплуатационного штата. Следует закупить специализированные автомобили и средства малой механизации (электрокары, штабелеры, аккумуляторные перфораторы, электроотвёртки). Требуется также определить сезонный запас материалов и изменить норматив оборачиваемости материалов.

В результате создание ремонтной дистанции позволит перейти на обслуживание устройств СЦБ по состоянию, изменить периодичность выполнения графика технологического процесса, сэкономить средства на приобретение новых стрелочных электроприводов за счёт вторичного их использования. Благодаря улучшению качественных показателей и снижению непроизводительных потерь повысится безопасность движения поездов.

Надежда Плахова