29 ноября 2021 14:17

29 ноября 2021 14:17

фото: Иван Куртов

Без помощника

Машинисты начали водить пассажирские поезда «в одно лицо» на главном ходу магистрали Санкт-Петербург – Москва

В нынешнем мае на главный скоростной ход ОЖД Санкт-Петербург – Москва впервые в истории магистрали вышли пассажирские поезда на электровозной тяге, управляемые машинистами без помощников. Пока что в таком режиме осуществляется движение поезда № 45/46 на участке Санкт-Петербург – Бологое, а с завтрашнего дня, с 1 июня, планируется перевести на него и № 347/348. В перспективе – постепенное увеличение количества поездов, управляемых «в одно лицо». А затем и удлинение маршрута следования до Москвы со сменой в Бологом, обусловленной тем, что непрерывное время работы машиниста без помощника не должно превышать семи часов.
В локомотивном депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский для работы без помощников первоначально были подготовлены восемь машинистов. Заканчивается подготовка ещё двоих. Машинисты для столь ответственной работы отбираются среди имеющих класс квалификации не ниже второго, а также на основе психологического анализа, оценивающего их стрессоустойчивость и помехоустойчивость. К примеру, компьютерный тест на утомляемость и потерю бдительности для претендента длится более двух часов. Затем претенденты проходят усиленную медкомиссию. В период работы машинистов без помощников деповские психологи постоянно ведут мониторинг их состояния. Кроме того, они чаще, чем обычно, проходят курсы реабилитации. В качестве материальной мотивации работающие «в одно лицо» получают дополнительно 40% от ставки помощника машиниста и повышенные премии (кстати, средний размер зарплаты машиниста в ТЧЭ-8 за минувший апрель – 63 тысячи рублей).

– Благодаря переводу машинистов на режим вождения без помощников на поезде № 45/46 мы смогли высвободить троих работников локомотивных бригад, а годовой экономический эффект от этого планируем получить в сумме около 900 тысяч рублей, – рассказывает главный инженер ТЧЭ-8 и главный идеолог данного функционального проекта Алексей Кириллов. – Обсуждение необходимости перевода машинистов на работу «в одно лицо» на линии Санкт-Петербург – Москва началось ещё лет восемь назад. Ведь такой вариант стал уже широко использоваться во многих странах. Но имевшиеся у нас на тот момент электровозы серии ЧС не позволяли обеспечить безотказность технических средств и требуемый уровень безопасности при эксплуатации с пассажирскими поездами, обслуживаемыми одним машинистом. Теперь в парке депо уже 81 электровоз серии ЭП2К, отлично приспособленный для вождения без помощника. Микропроцессорная система управления в пути следования выводит на дисплей для машиниста все необходимые данные о состоянии локомотива и позволяет переводить
его работу на резервные схемы управления, не покидая кабины. На службе безопасности, помимо КЛУБ-У, стоят КОН (устройство контроля несанкционированного отключения) и ТСКБМ (телемеханическая система контроля бодрствования машиниста), которые обеспечат остановку поезда при возникновении отклонений в состоянии здоровья машиниста, а также предупредят его неправильные действия. Электровозы оборудованы системой автоведения. Она гарантирует ведение поезда с точным соблюдением установленных скоростей и расписания движения, речевое информирование о приближении к переездам и местам ограничения скорости, о показании огней путевого светофора. То есть практически выполняет обязанности по информированию вместо помощника машиниста. Для осмотра состава в пути следования и обеспечения безопасности посадки и высадки пассажиров электровоз оборудован панорамными зеркалами заднего вида. При обслуживании электровоза одним машинистом работники поездных бригад – начальники поезда, проводники и электромеханики – проходят специальный
курс обучения. Ведь на них возложены теперь дополнительные обязанности. Все действия такой поездной бригады в нестандартных ситуациях оговорены специальным регламентом.

Важно и то, что с машиниста, работающего без помощника, сняты и все обязанности по дополнительному обслуживанию локомотива. Операции по приёмке электровоза перед рейсом выполняет экипировочная или маневровая бригада. Машинисту остаётся лишь проверить сделанную работником такой бригады запись в журнале формы ТУ-152 и установить кассету регистрации.

Кстати, некоторый опыт вождения пассажирских поездов машинистами без помощников в Октябрьской дирекции тяги уже накоплен. Впервые начали управлять электровозами в таком режиме мурманские машинисты на участке Мурманск – Кандалакша. В 2014 году к работе на том же поезде № 21/22 подключилось и ТЧЭ-8. Питерские машинисты ездили без помощников от Дачи Долгорукова до Свири. Но после ввода нового графика движения, сделавшего невозможным соблюдение положенного для машинистов режима труда и отдыха, от этой практики пришлось отказаться. Однако за то время, которое всё-таки успели поработать «в одно лицо», выявили все «детские болячки» и устранили их. Так что на главный ход ОЖД Санкт-Петербург – Москва машинисты без помощников выехали уже достаточно уверенно.

– Разве что когда в самую первую поездку без помощника отправлялся, немного нервничал, да и то недолго – до первой пробы тормозов, – улыбается машинист ТЧЭ-8 Иван Багаев. – Больше психологического дискомфорта в рейсах не возникало. А на пустующее кресло помощника в кабине кладу теперь сумку.

Отвечая на вопрос журналиста о повышенных требованиях к состоянию здоровья работающих «в одно лицо», Иван Николаевич признался: одно отступление от норм здорового образа жизни допускает – курит. Но уже решил, что бросит. Коллега Ивана Багаева, Дмитрий Каминкер, подтверждает: ни малейшего дискомфорта при поездках «в одно лицо» он тоже не испытывает. Оба машиниста отмечают, что ЭП2К – очень надёжный электровоз, к тому же достаточно комфортный. Пульт управления учитывает эргономические особенности при работе машиниста без помощника. В плане шумоизоляции и плавности хода ЭП2К тоже заметно отличается от электровозов прошлого поколения.

Ирина Верховная