фото: Алёна Зудина

На горке распускаются вагоны

Добиться статуса эталонного объекта может только слаженный коллектив, преданный общему делу

В узкое из-за опущенных жалюзи окно, вырезанное полукругом во всю стену, открывается панорамный вид. Линии железнодорожных путей сортировочного парка испещряют примороженную первым снегом землю,
и плывут по рельсам вагоны, словно обломки ледников. Они устремляются к другим, но уже «застывшим» где-то в глубине парка станции Лянгасово.

Оператор сортировочной горки Ольга Вовканич поворачивает рычаг на пульте управления, и колёсные пары вступившего на замедлитель железного айсберга скрипят. Вагон замедляет ход.

– Так происходит расформирование состава по парковым путям, – объясняет происходящее главный инженер станции Лянгасово Илья Буяков. – Горка у нас автоматизированная, то есть рос-пуск ведётся в автоматическом режиме. Система ГАЦ-АРС-ГТСС распознает, с какой скоростью едет вагон, с какой ему нужно выйти из каждой тормозной позиции, чтобы затем в парке безопасно произвести сцепление с другим вагоном. К слову, скорость при сцеплении не должна превышать 5 км/ч.

Ещё один из операторов Дмитрий Абрамов и дежурный по сортировочной горке Павел Мокрушин тоже заняты процессом расформирования. И первая, и вторая тормозные позиции, где установлены замедлители, работают беспрерывно. И один вагон за другим катятся под чутким контролем профессионалов.

В ходе осенней комиссионной проверки начальника дороги сортировочной горке Лянгасово был присвоен статус эталонного объекта. Сегодня эта горка – одна из немногих на Горьковской магистрали, доказавших своё соответствие образцовому и эстетическому состоянию. Так что, если говорить анатомически, то с сердцем станции здесь полный порядок!

– А можно передать привет Алатырскому железнодорожному техникуму? Я там учился по специальности «Организация движения поездов». Хорошие нам знания дали, так что и работаешь с удовольствием, – маневровый диспетчер Олег Емельянов улыбается. Только на минутку он оторвался от автоматизированной системы управления станцией. Задачи у маневрового диспетчера очень важные – обеспечивать выполнение сменного плана по расформированию, формированию составов поездов и эффективное использование маневровых локомотивов. Согласно его указаниям на каждый из распускаемых поездов создаются сортировочные листки (порядка 21–22 за смену) и отправляются операторам сортировочной горки, дежурному по горке, составителям поездов, чтобы выстраивать работу станции в оперативном режиме. Таким образом, все указания, которые маневровый диспетчер заносит в автоматизированную программу, в конечном итоге осуществляются в реальности на «поле»: вагоны отцепляются, переставляются с одного пути на другой, накапливаются, а затем формируются новые составы, чтобы отправиться в рейс на Киров, Мураши, Балезино, Шарью…

– План по маневровой работе составляется заблаговременно, – говорит Олег Емельянов. – К примеру, я знаю, что через четыре часа поезд прибудет на станцию со стороны Шахуньи. Через два часа мы его распустим, через час вагоны будут в парке отправления, а ещё через два часа станционный диспетчер сможет их отправить уже с новым составом.

Главным же стратегом станции является станционный диспетчер Артём Малков, который руководит сменой. А это ни много ни мало сорок человек! Он контролирует всю работу станции. Планирует прибытие и отправление всех поездов со станции Лянгасово, в том числе и транзитных, руководит формированием и расформированием составов. На компьютерных экранах, которых перед глазами Артёма Малкова два, мелькают цифры, названия станций и цветные ломаные линии, обозначающие поезда.

– Вот на этом вы приехали сегодня! – показывает он мне на одну из них. Автоматизированная система ведения и анализа графика исполненного движения ГИД «Урал» позволяет пользователю видеть все поезда, которые проходят по станции, в режиме реального времени.

– Сейчас я планирую поезда на отправление, – комментирует свои действия Артём Малков. – Всё зависит от занятости путей. Вот эти будут отправляться, а на их место – прибывать другие. И так круглосуточно. Куда и какой поезд принять, какой отправить в первую очередь, куда перегнать тот или иной электровоз.

Под рукой у станционного диспетчера телефоны для оперативной связи и корректировки работы с поездным диспетчером, дежурными по станции, руководством. А за спиной то и дело шипит и глуховато отзывается разными голосами громкоговорящая связь. И эту информацию тоже нужно улавливать и держать в голове. Производится ли технический осмотр силами вагонного депо, готов ли поезд к отправлению, выполнено ли работником указание…

В должности Артём трудится почти пять лет, а на станции уже 16.

– Похожих смен не бывает. Каждый день начинаешь по-новому. Да, всё успевать непросто, долго учился. Но привыкаешь ко всему. Теперь я могу и говорить по телефону, и слушать парковую связь, и за мониторами следить. Главное, чтобы дело вызывало неподдельный интерес!
Алёна Зудина
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/