Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: архив "ВМ"

Арифметика и высшая математика движения на однопутном участке

Экономический эффект получен от замены на линии Красный Узел – Канаш двухсекционных тепловозов на трёхсекционные

Движенцев и локомотивщиков Казанского территориального управления объединил межфункциональный проект бережливого производства, подготовленный и реализованный узловой рабочей группой станции Нуя.
К его разработке подтолкнула необходимость улучшить процесс вывоза груза с этой станции продукции холдинга «Евроцемент груп».
– Ежесуточно предприятие «Мордовцемент», которое сейчас входит в холдинг «Евроцемент груп», отгружает 12–14 тыс. тонн цемента, до 170 вагонов. Раньше для вывоза груза использовались двухсекционные тепловозы 2ТЭ10. На участке Красный Узел – Канаш такой тепловоз мог взять максимально 4400 тонн в нечётном направлении, а в чётном в соответствии с особенностями участка и того меньше – 4200, или 46 вагонов. Для вывоза груза, предъявляемого грузоотправителем, требовалось организовать три или даже четыре поезда, задействуя соответствующее число локомотивов. И расход топлива, использование локомотивных бригад –
тоже соответствующие, – поясняет суть проблемы первый заместитель начальника Казанского центра организации работы железнодорожных станций Павел Хасанзянов.

Можно ли сократить эксплуатационные расходы? Как оптимизировать процесс вывоза груза со станции Нуя? Вопрос этот был актуален и для движенцев, и для локомотивщиков.
И вот здесь в процесс включилась технологическая служба ГЖД во главе с её руководителем Дмитрием Индейкиным и его команда в Казанском территориальном управлении.

– Именно Дмитрий Борисович побудил нас к разработке проекта бережливого производства, – рассказывает ведущий технолог Казанской технологической группы Евгений Лазарев. – На очередном совещании мы получили от него задание произвести расчёты по содержанию парка локомотивов для вывоза груза со станции Нуя и сразу рассмотреть технологию по формированию, пропуску поезда повышенного веса и длины. К тому же необходимо было ещё и предусмотреть вывоз поездов со станции Красный Узел до станции Канаш, а это ещё как минимум четыре поезда на однопутном участке. Вот после этого и было решено запросить на участок трёхсекционные локомотивы.

А не так давно появилась и реальная возможность улучшить производственный процесс. В ТЧэ Агрыз высвободились трёхсекционные тепловозы 3ТЭ10. Депо получило новые локомотивы 2ТЭ25КМ. Двухсекционные, они по своим характеристикам близки к трёхсекционным. Сейчас именно эти новички используются на стратегически важных направлениях, где прежде работали тепловозы 3ТЭ10. А для тех, в свою очередь, надо было найти применение на других участках. Часть трёхсекционных тепловозов решено передать эксплуатационному локомотивному депо Юдино, в пункт подмены локомотивных бригад Канаш.

– Сейчас у меня в ТЧП Канаш в эксплуатации семь таких машин, – говорит заместитель начальника ТЧэ Юдино Михаил Михайлов. – Один-два тепловоза задействованы на участке Канаш – Чебоксары, остальные – на участке Канаш – Красный Узел, работают на вывозе продукции «Евроцемент груп» со станции Нуя.
Прежде чем запустить эту схему вывоза груза, надо было просчитать её эффективность, внести изменения в технологический процесс. Была создана рабочая группа проекта бережливого производства. В неё вошли ведущий технолог Казанской технологической группы Евгений Лазарев (администратор проекта), заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Юдино Михаил Михайлов, заместитель начальника ТЧэ Юдино по экономике и финансам Ольга Лабзина, начальник станции Нуя Иван Мишин (председатель УРГ), машинист-инструктор по теплотехнике ТЧэ Юдино Михаил Волков, ведущий технолог технологической службы Александр Фролов.

Сделаны технические расчёты, которые подтвердили: экономический эффект от внедрения проекта бережливого производства будет.
Приведём некоторые цифры и показатели, на которые опирались специалисты.

Для двухсекционных тепловозов 2ТЭ10М, которые прежде использовались на участке Красный Узел – Канаш, критическая весовая норма для нечётных поездов составляет 4400 т, для чётных – 4200 т. Максимальная длина состава соответственно 190 и 182 оси. Удельный расход дизельного топлива – 26,0 кг/изм. и 23,2 кг/изм. Для вывоза 12 тыс. тонн груза с использованием двухсекционного тепловоза требуется организовать три поезда.
Для трёхсекционного тепловоза 3ТЭ10 критическая весовая норма составляет 6600 т (нечётные поезда) и 6300 т (чётные). Максимальная длина состава – соответственно 290 и 274 оси. Для вывоза того же груза с использованием трёхсекционного локомотива требуется организовать два поезда. Расход топлива – 25,5 кг/изм. и 22,7 кг/изм.

При использовании двухсекционных теплово-зов в течение года расходуется 3019 т дизельного топлива для нечётных поездов и 2571 т – для чётных. При использовании трёхсекционных – расход составляет 2973 т (нечётные поезда) и 2516 т (чётные).
Производим несложные арифметические действия и получаем разницу в 101 т. Таким образом, с учётом стоимости дизельного топлива 51,92 руб. за килограмм получаем размер экономического эффекта – 5 млн 243 тыс. 920 руб.

Работа над проектом бережливого производства началась в марте 2019 года: в первом квартале произведён расчёт его экономической и технологической эффективности, проект рассмотрен заместителем начальника дороги по Казанскому территориальному управлению, подготовлен паспорт проекта, а также изменения и дополнения для внесения в документацию и нормативную базу. Шеститысячники пошли по участку Красный Узел – Канаш впервые. Потребовалась разработка технологии управления автотормозами длинносоставных и тяжеловесных поездов на этом полигоне.
К реализации проекта приступили в апреле.

К началу третьего квартала можно было уже говорить о полученных результатах: проект оправдал себя.
Кроме экономического, получен и технологический эффект.

– Увеличились длина и вес поезда, а также производительность локомотива, улучшилось использование локомотивных бригад, – поясняет Михаил Михайлов.
– Сократились простои вагонов по станции Нуя, ускорилось продвижение вагонопотока. Есть положительная оценка и со стороны грузоотправителя, так как улучшилась внутренняя логистика предприятия, – говорит Павел Хасанзянов.
Марина Галкина
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/