фото: Алексей Жидоморов

Золотой человек особой профессии

В руках машиниста – безопасность движения поездов

Профессий, связанных с вождением транспортных средств, не так уж и много – рулевой на судах, шофёр, пилот, машинист. Но есть в каждой из них главное, что даёт сознание своей нужности и важности. А встать у штурвала – всегда было мечтой тысяч мальчишек.
Именно таким был в детстве и Игорь Сафронов. Это сейчас он профессионал своего дела – в эксплуатационном локомотивном депо Муром трудится уже 28 лет. Но когда-то, ещё в мальчишеском возрасте, мысль о том, что человек может всего одним движением руки приводить в движение многотонную сложную машину, казалась ему грандиозной. Только со временем детские мечты обретали всё более реальные очертания. И после службы в армии, когда пришло время определяться с будущей профессией, Игорь Сафронов принял решение – встать «у руля» электровоза… Но для начала было необходимо выучиться на помощника машиниста. А потом ещё несколько лет проработать в этой должности. Учителем в профессии Игорь Борисович считает своего первого машиниста – Владимира Ивановича Николаева. Именно он уже на практике показывал своему молодому коллеге, что такое кран машиниста, как запускается электровоз и как правильно вести локомотив.
Медкомиссия, инструктаж, проверка техники, проба тормозов – и в путь. В поездке порой приходится спиной чувствовать –
где затормозить, а где лучше катиться накатом. Нюансов здесь много. А это удивительное чувство, когда железная грохочущая махина угадывает любое движение твоей руки, когда чувствуешь тяжесть состава и буквально осязаешь движение машины.

– Меня поймёт только машинист, – говорит Игорь Сафронов и добавляет, что его задача проста лишь на первый взгляд и только не посвящённому во все тонкости этой профессии человеку. Доставить в пункт назначения тысячи тонн груза – чтобы справиться с этой работой, нужно обладать олимпийским спокойствием, предельной сосредоточенностью и мгновенной реакцией. В любой поездке может случиться нештатная ситуация. И на решение – лишь несколько минут. Или даже секунд. Но чувство ответственности, которое с годами у Сафронова не притупилось, не даёт места панике или растерянности. Малейшая заминка в принятии решения может привести к серьёзным последствиям.
Свою первую самостоятельную поездку Игорь Сафронов уже не помнит. Только признаётся, что целый месяц волновался. И не только потому, что на нём уже была вся ответственность за состав. Он должен был показывать хороший пример своему помощнику.

Несомненно, профессия машиниста локомотива выделяется из других. Не раз в беседе с работниками локомотивных бригад приходилось слышать их признания, что это работа для романтиков, но только очень ответственных. Это качество Сафронов считает самым необходимым.
– Главное – добросовестное отношение к работе, – говорит Игорь Борисович.

Не менее важна и «погода» в локомотивной бригаде. Помощник и машинист – команда. И здесь нет места ни ссорам, ни обидам. А понимание друг друга должно быть даже не с полуслова, а с полувзгляда. В этом Игорю Сафронову везло. Со всеми своими помощниками он всегда находил общий язык.

– Это золотой человек, очень ответственный работник. Так же старается «воспитывать» и своих помощников. Все, кто с ним работал, стали машинистами, – рассказывает Алексей Жидоморов, председатель первичной профсоюзной организации ТЧэ Муром. – Своим отношением к профессии он смог привить нашей молодёжи любовь к своему делу.

Рассказывая об этом человеке, нельзя не затронуть тему его работы общественным инспектором. Книга замечаний машиниста и система информации «Человек на пути» – один из инструментов, который использует Игорь Сафронов. И довольно-таки результативно. Из рейса не по одному замечанию привозит. Но, разумеется, общественник держит руку на пульсе не только во время поездок.
– Я даже и сам не заметил, как стал заниматься общественной работой, – признаётся машинист. – В мои обязанности как общественного инспектора входит проверка электровозов, закрепление составов и вагонов…

В этом году инспекторы депо провели 361 проверку, выявили при этом 1020 нарушений. По выполнению заданий, установленных на этот год, Игорь Сафронов – в лидерах. На его счету 30 проверок при плане 28. А также 407 записей в Книге машиниста.
Активность общественного инспектора Сафронова не осталась незамеченной. В мае этого года он побывал на Всероссийском слёте общественных инспекторов по безопасности движения поездов, собравшем более 600 участников со всей сети.

– Впечатления от поездки – самые положительные, – делится Игорь Сафронов. – Сначала мы приняли участие в совещании Центральной дирекции тяги, где обсудили внедрение рискоориентированных подходов для обеспечения безопасности движения. Потом была встреча с генеральным директором ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым и начальником Департамента безопасности движения Шевкетом Шайдуллиным.
А участники слёта делились своими наработками. К слову, многое из услышанного мне уже было известно, активно применяется в нашем депо. А почему вы решили написать именно обо мне? На железной дороге достаточно людей, о которых можно рассказать. И у каждого своя история.
Я безоговорочно соглашаюсь с ним. На Горьковской магистрали много железнодорожников, о которых стоит рассказать на страницах нашей газеты. И Игорь Борисович именно из таких людей.

– В нашем депо формируется список из двадцати работников депо и подменных пунктов, портреты которых украсят Доску почёта. Фотографии сделаны на фоне знамени депо с орденом Знака почёта на нём. Знамя это вручено коллективу ТЧ Муром в 1979 году, когда предприятие отмечало 100-летний юбилей. Игорь Сафронов – один из тех, чей портрет займёт на этой Доске почёта достойное место, –
делится Алексей Жидоморов и тем самым отвечает на вопрос Игоря Борисовича.
Вера Гараева
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/