07 мая 2021 13:10

07 мая 2021 13:10

фото: Архив семьи

Командир полка и орденоносец

День в день, 27 марта, руководство, профком и совет ветеранов эксплуатационного локомотивного депо Агрыз поздравили с 95-летием бывшего секретаря парткома предприятия, участника Великой Отечественной войны, Почётного гражданина города Агрыза Шавката Мулламухаметовича Акбашева.
Шавкат Мулламухаметович родился в Агрызе Татарской АССР в 1926 году в крестьянской многодетной семье. В 13 лет он уже начал работать в колхозе, ведь отца к этому времени не стало, и материальное положение семьи было тяжёлым. А вскоре заболела мама, она получила инвалидность. В 1941 году волею судьбы Шавкат устроился возчиком на Агрызский кирпичный завод. Так в семье появились небольшие деньги. Однако, к всеобщему несчастью, началась война. В 1943-м 17-летним юношей Шавкат был призван на службу. Солдатские пути-дороги привели его на Дальний Восток, в Маньчжурию, Японию.

Вот что хранит память ветерана: «Нас готовили к переходу через самую непроходимую долину пустыни Гоби. Её тогда называли Долиной смерти. Страшное место, где нет воды, растений, насекомых... Ничего живого, один голый песок на высоте два километра от уровня моря. И жара за 50 градусов. Хорошо помню, как в первый день нас учили мотать портянки. Парни подняли командиров на смех – мол, мы все деревенские, лапотники, нам ли не уметь их мотать? На следующий день объявили пробежку 15 километров. Снова смех – мы по тридцать привыкли бегать. Ну и досмеялись... Ни один не дошёл, все в обморок упали на жаре».

Изматывающие тренировки, тяжёлые физические нагрузки, марш-броски – всё это подготовило молодых ребят к трудным фронтовым дорогам. «Надо было идти 1500 километров, а на себе нести около двух пудов снаряжения. Преодолев этот путь, потеряв немало товарищей, вышли в тыл миллионной отборной Квантунской армии. Начались ожесточённые бои. Мы шли по направлению Порт-Артура. Японцы оказывали сильное сопротивление, погибло множество наших товарищей, но мы победили».

Акбашев участвовал в боях за несколько китайских городов, удерживаемых японцами. Приходилось брать укреплённые высоты, с особым остервенением удерживаемые японскими смертниками. Шавкат Мулламухаметович несколько раз был на волосок от гибели, но Бог уберёг. Дослужился до командира полка. За боевые заслуги Акбашев был награждён орденом Отечественной войны I и II степени, медалями Жукова, «За победу над Японией».

К мирной жизни ветеран вернулся только в 1950 году. Он поступил на работу в локомотивное депо Агрыз. Свою трудовую деятельность начинал с должности поездного кочегара. Целеустремлённый и честолюбивый молодой человек вскоре стал помощником машиниста паровоза, затем – машинистом и даже старшим машинистом. Прогресс не стоял на месте, и железная дорога постепенно стала оснащаться современной техникой. На смену устаревшим паровозам прибыли новые мощные и более экономичные локомотивы. Тогда Акбашев вновь сел за учебники, чтобы получить свидетельство на право управления тепловозом. Беспокойный характер заставлял его всё изучить, проверить. Поэтому за относительно короткое время железнодорожник сумел досконально изучить тепловоз и стать машинистом первого класса. Вскоре опытного машиниста Акбашева назначали машинистом-инструктором пассажирской колонны. И здесь он показал себя пытливым и грамотным энтузиастом, вывел свою колонну в передовые.

Зная Шавката Мулламухаметовича как инициативного и весьма энергичного человека, коллеги избрали его секретарём партийной организации. Авторитет нового секретаря стремительно рос. Когда в обществе возникла идея увековечить память погибших в Великую Отечественную войну, Акбашев вместе с руководством депо на общественных началах взялся за её воплощение. При нём был организован сбор материалов для открытия музея истории локомотивного депо. Музей создавали всем миром: помогали пенсионеры, комсомол, учащиеся школ и многие другие заинтересованные в успехе правового дела люди. За трудовые успехи в 1966 году Шавкат Мулламухаметович был удостоен высокой награды СССР – ордена Ленина. В 1981 году Акбашев, посвятившей магистрали 31 год жизни, вышел на заслуженный отдых. Но на этом его интерес к железной дороге не иссяк. Он долгие годы принимал активное участие в дорожных мероприятиях, посвящённых памяти Великой Отечественной войны. И всегда была рядом, неизменно поддерживала верная супруга Назима Хузиазхметовна. Она, к слову, тоже трудилась на магистрали, телеграфисткой. Посвятила дороге ни много ни мало – 42 года! Вместе они прожили душа в душу 68 лет. Железнодорожную династию Акбашевых продолжил один из сыновей, Шамиль, а затем и внук Рустам.

По материалам совета ветеранов ТЧэ Агрыз и газеты «ВМ»