07 мая 2021 12:41

07 мая 2021 12:41

фото: Семейный архив

Один путь на двоих

Мина и Алексей Паскаль всю жизнь посвятили работе на железной дороге. В их общей копилке – не одна железнодорожная награда, в числе которых знак «Почётный железнодорожник» ОАО «РЖД», именные часы начальника ГЖД, благодарность министра транспорта Российской Федерации. А ещё – знак «Ударник коммунистического труда».
Из школьного курса физики мы знаем, что противоположности притягиваются. Но можно ли говорить, что правила точных наук работают в таких сферах, как любовь? Неизвестно и по сей день! Мина и Алексей были словно созданы друг для друга. Оба скромные, добрые, трудолюбивые и ответственные. Их многое объединяло. И интересы, и жизненные ориентиры. Они даже родились почти в один день, только с разницей в два года: Алексей Дмитриевич – 23 марта, а Мина Викторовна – 24-го. Но свои дни рождения супружеская пара празднует по традиции 24 марта. Ведь именно эта дата и стала днём их знакомства.

В 1977 году они приехали из Казахстана поступать в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта. Оба – на факультет «Автоматика и телемеханика». Оба жили в студенческом общежитии. Познакомили их общие друзья.
– Алексей был очень скромный молодой человек. Да и сейчас он всё такой же. Немногословный. А ещё очень добрый. Это самая главная его черта, – рассказывает Мина Викторовна. – Наверно это меня тогда и покорило.

На вузовский финиш Алексей и Мина вышли с тремя дипломами – домой, в Казахстан, они вернулись не только с корочками специалистов. Бабушкам и дедушкам на радость молодые привезли своего первенца – доченьку Олю.  
– После института начали работать на Целинной железной дороге. Трудились вместе. Я – диспетчером, он – начальником ремонтно-технологического участка. А потом, в 1994 году, началось великое переселение из Казахстана. Первыми в Арзамас перебрались наши друзья – Пётр Анатольевич Ткач со своей семьёй. Потом и Алексей сюда приехал. А я с детьми – уже после окончания учебного года, в 95-м. Дочь здесь пошла в восьмой класс, а сын – в пятый, – рассказывает Мина Викторовна.

В Арзамасской дистанции СЦБ Алексей Дмитриевич начал работать электромехаником. Монтаж, установка и эксплуатация светофоров, стрелок и других электромеханических устройств – в своём деле он всегда был, как рыба в воде. Особый азарт в работе придавал поиск неполадок в схеме и их устранение – «а ну, кто кого?». В такой «схватке» Алексей Дмитриевич всегда выходил победителем. Не удивительно – устройства и технологию обслуживания автоматики и телемеханики он изучил в совершенстве. Сегодня он продолжает обеспечивать бесперебойную работу устройств сигнализации, централизации и блокировки железнодорожных систем автоматики. Всё так же предупреждает возможность появления отказов устройств, а при их возникновении принимает необходимые меры для скорейшего обнаружения и устранения. Большое внимание уделяет внедрению новой техники и модернизации действующей. По словам руководства предприятия, высокий профессионализм железнодорожника позволяет надёжно работать в аварийных и нестандартных ситуациях. Алексей Дмитриевич принимал непосредственное участие в электрификации участка Арзамас – Канаш, участвовал в монтаже аппаратуры автоматического управления тормозами (САУТ), в пусконаладочных работах по вводу в эксплуатацию микропроцессорной централизации (МПЦ) по станции Берещино, замене устаревших шлагбаумов на более совершенные и надёжные переездные автошлагбаумы (ПАШ-1), что позволило значительно повысить безопасность движения автомобильного транспорта на переезде.

В 1999 году ему предложили должность заместителя начальника дистанции СЦБ. Согласился. Хотя и пришлось отказаться от удовольствия «общения» с техникой, проводами, схемами. Но и на этой должности Алексей Дмитриевич показал высокий уровень мастерства. Под его руководством в 2012–2014 годах проведена огромная работа по замене диспетчерской централизации системы «НЕВА» на систему «ТРАКТ». А в 2015–2016-х – модернизация станций Пильна и Сергач.

– Переживала, что Алексей не сможет руководить. Он же добрый, никогда не повышал ни на кого голос. Но, несмотря на это, люди его слушали. И дело у него пошло. На его добро ему добром и отвечали, – рассказывает о муже Мина Викторовна. – А ещё он никогда не сомневался в выборе профессии. Всегда шёл по одному пути.

Так же, как и сама Мина Паскаль. Впрочем… Лишь однажды у неё мелькнула мысль уйти из диспетчеров в группу технической документации. Нет, интереса к профессии она не потеряла. Жалко было среди ночи звонить электромеханикам и отправлять их на перегон, где произошёл отказ. Справляться с эмоциями помогала должностная инструкция, в которой прописаны все обязанности диспетчера. Их, к слову, немало. Диспетчер дистанции СЦБ, не выходя из своего кабинета, контролирует работу всех технических средств автоматики и телемеханики в границах дистанции. Его основная задача – своевременно организовать работу по устранению отказов в работе устройств СЦБ. Будь то ночь или день.

Сегодня Мина Викторовна уже на пенсии. Когда выходила на заслуженный отдых, то с трудом себе представляла, чем будет заниматься – свободного времени теперь много. Но, перефразировав слова одной киногероини, Мина Паскаль говорит: жизнь на пенсии только начинается. Её день всё так же расписан по минутам. Только теперь она спешит не на работу, а например, в парк, к своим единомышленникам по скандинавской ходьбе. Этот вид спорта так её увлёк, что прошедшей зимой Мина Паскаль окончила онлайн-курсы и получила свидетельство инструктора. И это только одно из её увлечений.

– В 2020 году я сдала нормы ГТО. Получила золотой значок. Там надо было отжиматься, плавать, бегать на лыжах, – говорит моя собеседница.
В прошлом году Мина Викторовна отметила юбилей и решила сделать это не совсем обычно. С мужем они отправились в Красную Поляну, где несколько дней супруги осваивали катание на горных лыжах.
…Сегодня вместе с Алексеем Дмитриевичем на предприятии трудится сын. В дистанции СЦБ Дмитрий уже более 10 лет работает электромехаником. Такой же неравнодушный, ответственный и трудолюбивый. Да и стоит ли удивляться – яблоко от яблоньки недалеко падает.  
Вера Гараева