07 мая 2021 12:33

07 мая 2021 12:33

Когда два сердца бьются вместе

Есть на Горьковской магистрали семьи, в которых только начинает зарождаться традиция преемственности профессии

В начале марта Нина Павловна и Виктор Михайлович Фомины, работники Арзамасской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, отметили совместный юбилей – в первый день весны исполнилось 75 лет их общего трудового стажа.
3-1.jpgНа Горьковской железной дороге династии не редкость. И многие из них насчитывают несколько сотен лет. Однако на магистрали есть семьи, в которых только начинает зарождаться традиция преемственности профессии. Нину Павловну Фомину сегодня с уверенностью можно назвать родоначальником железнодорожной династии в своей семье. Вместе с мужем она стала правильным ориентиром в жизни и в профессии своих детей.

А началось всё в конце 70-х прошлого века, когда юная Нина, приехав из деревни Ручьи Сеченовского района в Горький, поступила в железнодорожный техникум. В приёмной комиссии ей посоветовали обратить внимание на очень престижную специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Зачислили абитуриентку без экзаменов – в аттестате были отличные оценки, которые давали ей такое право. А вернувшись домой и рассказав маме, что она уже студентка, увидела на лице родного человека слёзы. Отпускать дочку так далеко было боязно – лет-то ей было всего 15, да и проживала девушка в небольшой деревеньке Сеченовского района.

Со своим будущим мужем Виктором она познакомилась, когда была студенткой выпускного курса. Она приехала домой на выходные, а Виктор – из соседней деревни к ним на танцы. Год они дружили. А после того, как Нина окончила техникум, молодые поженились. Со дня свадьбы они идут, не разжимая рук друг друга. Более трёх десятков лет – плечом к плечу. И дома, и на работе. Двое ребятишек выросли в достойных продолжателей династии – Евгений и Сергей тоже работают в ШЧ Арзамас. А ещё Нина Павловна и Виктор Михайлович – заботливые бабушка и дедушка для своих внуков.

– Свадьбу мы сыграли всего пару дней спустя после моего выпуска. А ещё через несколько дней – отправились по распределению в Агрыз, – делится своими воспоминаниями Нина Павловна.
Новость о том, что им предстоит работать вдали от дома, немного расстроила молодых. Не хотелось покидать дорогие места и уже родную дистанцию СЦБ, где Нина проходила производственную практику. Но делать нечего: надо –
значит надо! Однако в Агрызе Фоминым поработать так и не удалось. У молодых был медовый месяц, а на новом месте им предложили разъехаться по разным общежитиям. Расставаться молодые не хотели. Буквально этим же днём они отправились обратно.

– Ещё, уезжая в Агрыз, на вокзале в Горьком мы встретили начальника ШЧ Арзамас Николая Николаевича Смирнова, – продолжает рассказ Нина Павловна. – Он очень удивился, что мы уезжаем. И сказал: «Дистанция вас ждёт. Приезжайте!». Может быть, это и сыграло немалую роль в нашем решении вернуться.

А дальше были согласования с перераспределением. Сначала в Муромском отделении дороги. А потом и в управлении ГЖД в Горьком. В начале августа на их заявлении стояла резолюция начальника службы сигнализации и связи ГЖД: «Не возражаю». Но вот к работе молодая семейная пара приступила только в сентябре.

– Когда мы вернулись в Арзамас, то оказалось, что тут тоже нет свободной комнаты в общежитии. Но Николай Николаевич Смирнов пошёл нам навстречу – сказал: «У вас медовый месяц. Езжайте домой. Скоро освободится семейная комната. Вот и заедете», – продолжает свой рассказ железнодорожница. – Говорю мужу: «Давай, как школьники, начнём работать 1 сентября. Дата такая хорошая, и всегда помниться будет». И вот в этом году исполнится 38 лет, как мы здесь работаем.

В Арзамасской дистанции СЦБ Нина приступила к обязанностям электромеханика группы технической документации. Под руководством своего наставника Риммы Александровны Смирновой и старшего инженера Валентины Николаевны Пигаловой девушка занималась внесением изменений в техническую документацию дистанции, обновлением принципиальных и монтажных схем, схематических и двухниточных планов, путевых планов перегонов… Дело совсем не простое, как может показаться стороннему наблюдателю. Любое изменение в одном документе должно сопровождаться внесением соответствующих корректировок во все взаимосвязанные документы, в том числе и те, что находятся на удалённых участках дистанции.

– Когда я приехала сюда работать, то такой техники, как сегодня, у нас не было. Всё чертили тушью, вручную. Сначала на миллиметровой бумаге, потом переносили всё на кальку, затем через светокопировальный аппарат на бумагу. Эти изменения нужно было вносить в документацию экземпляра участка. Мой участок от Арзамаса-1 до Красного Узла, – поясняет электромеханик.

Почти за 40 лет труда Нина Павловна изучила свою профессию от и до. И сегодня её можно назвать специалистом с большой буквы. Так же, как и её мужа – Виктора Михайловича. На дистанции СЦБ он трудится водителем автомобиля. Профессия, может быть, не самая железнодорожная, но не менее сложная. Важно не просто своевременно подать машину. Необходимо содержать её в исправном состоянии, чтобы не подвела в ответственную минуту. Около 20 лет Виктор Михайлович работал несменным водителем автобуса. Развозил железнодорожников на работу и отвозил обратно. Вставать приходилось в 5 часов утра, а возвращаться домой – поздно. Работать порой приходилось и в выходные дни. Так что заботы по дому и о детях легли на плечи Нины Павловны.

– Виктор Михайлович мне всегда говорит: «Нина, это ты вырастила наших детей». Всё, что касалось ребят, было на мне. Их учёба, секции, болячки, – рассказывает моя собеседница. – А мальчишки у нас выросли замечательные. Они уже по 10 лет отработали здесь, в ШЧ. Старший – Женя – работает электромехаником СЦБ в РТУ. А младший – Сергей – старшим электромехаником СЦБ на участке Арзамас-2 – Трактовый.

Младший сын Фоминых – Сергей – ещё в десятом классе выбрал себе будущую специальность – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». И вуз, где её получать. Ехать нужно было в Москву. Вот тут Нина Павловна и вспомнила слёзы своей мамы.

– Это, конечно, сложно – отпускать детей. Но для их будущего нужно уметь это делать, – поясняет железнодорожница. –
Сын каждые две недели ездил домой. Мы ходили на станцию и встречали его. И каждое воскресенье провожали обратно.
В Московский государственный университет путей сообщения Сергей поступил сразу. Да и учился только на 4 и 5, получал повышенную стипендию. На четвёртом курсе – ещё и стипендию начальника ГЖД. Домой выпускник вернулся с красным дипломом. – Старший, Евгений, параллельно учился в двух вузах – Арзамасском государственном педагогическом институте и Нижегородском институте менеджмента и бизнеса. После их окончания сменил несколько рабочих мест. Но найти себя так нигде и не смог. В то время начальником нашей дистанции был Сергей Юрьевич Галка. Он говорит: «Ну что, Виктор Михайлович, чем сын занимается? Пусть к нам приходит», – вспоминает Нина Павловна. –
Когда Женю приняли в дистанцию электромонтёром СЦБ, то нужно было опять учиться. Окончил курсы электромонтёров СЦБ в НТЖТ. А спустя несколько лет – защитил диплом о профессиональной переподготовке в Самарском государственном университете путей сообщения. Сейчас это филиал СамГУПС в Нижнем Новгороде. Так что можно сказать, что у него три высших образования.

Внуки Нины Павловны и Виктора Михайловича пока малы для мыслей о профессиональном пути. Старший учится в третьем классе. А младшему в апреле исполнится год. Возможно, и третье поколение Фоминых останется на железной дороге, сохраняя традицию семьи и увеличивая общий трудовой стаж.


Вера Гараева