25 февраля 2021 05:21

25 февраля 2021 05:21

фото: личный архив

На его век работы хватило

Ветерану депо Горький-Московский Александру Клыкову исполнилось 95 лет

Свой юбилей ветеран отметил в прошлую субботу, 13 февраля, в кругу семьи. Опасаясь коронавирусной инфекции, Александр Алексеевич не стал принимать гостей, а пообщался с работниками родного депо по скайпу. Труженику передали подарок, пожелали здоровья, бодрости духа и долгих лет жизни: дожить до ста, не меньше! Ведь он единственный сегодня в депо  ветеран Великой Отечественной войны.
Александр Алексеевич прошёл путь от бригадира цеха до заместителя начальника депо по ремонту. Стоял у истоков создания конструкторско-технологического бюро (КТБ) на Горьковской железной дороге. Любил профессию, людей, хорошо знал своё дело. За более чем 40 лет на железной дороге сделал многое, чтобы усовершенствовать ремонт подвижного состава и облегчить труд рабочих депо.

Пообщаться с ветераном по случаю юбилея решили и мы, подключив в редакции видеосвязь через мессенджер Whatsapp. Несмотря на почтенные годы, ветеран с большим интересом включился в беседу и рассказал нам о своей долгой трудовой жизни. Конечно, что-то позабылось, но только не война и не Горьковская дорога. О них ветеран помнит, а что-то даже в деталях.

Родился будущий инженер-механик в посёлке Мстёра Владимирской области, известном на весь мир своей лаковой миниатюрой. Многие его друзья стали художниками, а он всегда подумывал о более мужской профессии. Когда началась война, ему было всего 15 лет. Но и когда исполнилось 18 (а это был 1944-й), на фронт не взяли –
у юного Саши была серьёзная травма глаза. И тогда его отправили в 45-й прожекторный полк под Горький. Часть Клыкова дислоцировалась на берегу Волги, на борской стороне, прямо напротив завода «Красное Сормово». Это и другие предприятия города с 1941 по 1943 год атаковала немецкая авиация. Известно, что бомбардировки Горького стали самыми крупными ударами Люфтваффе по тыловым районам Советского Союза. Как правило, налёты совершались ночью.

После первых же дней службы Александра прозвали «слухачом». Он мог лишь по одному звуку приближающегося самолёта определить: свой летит или чужой. И если вдруг немец, то тут же прожекторы взмывали вверх. Лучи выхватывали «юнкерсы» и «хейнхели». Зенитчики открывали огонь. К концу войны налётов было всё меньше. Но и тогда погибнуть можно было легко – устремляясь к заводу, немецкие лётчики по пути щедро бомбардировали и 45-й прожекторный полк. К счастью, 9 мая 1945 года 19-летний боец Александр Клыков встретил целым и невредимым.
– Что вы! Там же на Волге и узнали – Победа! – заулыбался ветеран. – У нас в расчёте восемь человек было, и в основном девушки. Только услышали – смеяться начали, плакать. Ну а потом – веселиться. Пели. Плясали. А вечером над Горьким салют был. Нет, такое не забыть никогда…

Вскоре юных бойцов отправили в Москву, в 1-й Гвардейский полк, «дослуживать» положенные два года. А 16 декабря 1946 года, этот день Александр Клыков вспомнил особо, он мобилизовался из армии. И спустя два года поступил в МЭМИИТ.
Выбрал специальность инженера-механика паровоза. После учёбы Александра Клыкова распределили на Горьковскую железную дорогу в паровозное депо Горький-Сортировочный. Начал работать бригадиром цеха промывки, позже – подъёмочного ремонта, там же экономистом работала его будущая жена Ада Ивановна. В 1955 году они сыграли комсомольскую свадьбу. Пройдут годы, и Ада Ивановна станет начальником финансово-экономического отдела Горьковского отделения ГЖД, а Александр Алексеевич – начальником проектно-наладочной лаборатории, на базе которой позже появится конструкторско-технологическое бюро (КТБ). Ныне это служба технической политики Горьковской магистрали. Но было и многое другое. В разные годы Александр Клыков был и заместителем начальника депо по ремонту, и заведующим учебной частью Горьковской технической школы машинистов локомотивов. Занимался рационализаторством, имеет 10 патентов на изобретения.


3-2.jpg– Когда в депо работал – промывали и ремонтировали паровозы, – вспоминает ветеран. – А позже, в лаборатории, изобретал всякие приспособления и устройства для ремонта подвижного состава.
Чтобы двигаться в ногу со временем, продолжал учиться – окончил ВЗИИТ по специальности инженер-механик тепловозов. Не раз становился победителем соцсоревнований, заслуженно стал почётным железнодорожником.
– Нам в институте говорили: «На ваш век паровоза хватит, учитесь», но какое там! Хорошо, что не хватило, – радуется Александр Клыков. – Только отучились – пришлось осваивать тепловоз, а позже электровоз, но мы были этому только рады. На работу шли как на праздник, нам всё было ново и всё интересно.

Александр Алексеевич уже давно не ездит поездами, но внимательно следит за развитием железнодорожного транспорта из новостей – видит, как по его родной Горьковской магистрали летают «Ласточки», «Стрижи» и «Сапсаны». Уже пять лет нет с ним любимой жены, но всегда рядом дочь Елена, тоже в прошлом железнодорожница. Навещает отца и сын Владимир, который живёт сейчас с семьёй в Москве. Не забывают своего ветерана и в моторвагонном депо Горький-Московский, в развитии и становлении которого Александр Клыков принял самое активное участие.  

Ольга Шаронова