
фото: Алёна Зудина
Лицо кочегара
Ветеран-железнодорожник вспоминает в свой юбилей о пути на магистрали
Бывший главный инженер Горьковской железной дороги Осипов – человек с крепким внутренним стержнем и чистой душой. Только такими и могут быть долгожители, испытавшие тяготы военного времени и выработавшие стойкий характер, жизненное упорство. 11 февраля Тимофей Александрович отметил значимую и редкую дату – 90 лет.
Вот он сидит напротив. По последним тенденциям – в марлевой маске, на расстоянии. Всё-таки нужно беречь здоровье – 90 лет разве шутка! Я почти не верю своим ушам и глазам, наблюдая за ходом его упорядоченных мыслей. Все воспоминания о далёком прошлом такие незамутнённые, будто для него всё это было каких-то лет десять назад, а не восемьдесят. Вот, что значит кандидат технических наук, большой руководитель, лыжник! Правду говорят, что мозг, как и мышцы, нужно регулярно тренировать, давая ему хорошую нагрузку в виде сложных задачек. А уж их-то за полвека на Горьковской магистрали Тимофей Александрович решил столько!
Выросли в горе и голоде
1933 год в Тамбове, да и во всей стране выдался тяжёлый. Люди голодали. Маленькому Тимофею два годика, а он содержимое речных ракушек глотает сырыми. Ребята постарше жарили их на сковороде. Это было летом, когда добыть еду оказывалось проще. Почему так происходило? Требовалась индустриализация страны, но средств не было. Даже в первый день Великой Отечественной эшелоны с зерном шли на запад. Тяжело населению было практически все годы вплоть до 1947-го.
– Всё моё детство прошло в очередях, – говорит Тимофей Александрович и тут же добавляет о родителях: – Детей в семье было четверо. Анна – старшая сестра, Василий – брат, третий – я и младшая Вера. Мой отец Александр Тимофеевич окончил строительный техникум, был инженером в городском коммунальном хозяйстве. Но семья большая, жили бедно...
Вместе с мамой Татьяной Петровной на базаре продавали выращенную своими руками редиску. А Тимофею – десять. И вдруг разлетелось страшное известие о войне. «Всё пошло вверх тормашками» – так ёмко определяет тревожное время Тимофей Александрович. Отца забрали на фронт, дядю – на фронт и второго дядю – на фронт. Кругом только обездоленные женщины и дети. Неправда, что никто не догадывался о неизбежности войны. Обстановку понимали прекрасно. Все, даже подростки осознавали – дружбы с Германией быть не может. К тому же эти события предваряла польская и финская войны. Наши понесли колоссальные потери. И то была своего рода тренировка перед ещё более ужасающей бойней.
– Люди той поры разительно отличаются от последующих поколений, – отмечает юбиляр. – Мы выросли в горе и голоде.
Ребятишки каждый день отправлялись за пять километров от города в лес. Собирали сухие ветки, хвойные иголки. Так топились зимой. Питались картошкой, которую удавалось вырастить на скудном куске городской земли. В 45-м Тимофей окончил седьмой класс. Вся школа собралась на демонстрацию. Перед глазами до сих пор стоит залитый солнцем памятник Ленину, счастливые лица. А после – техникум. В Тамбове их было всего два: железнодорожный и спортивный. Выбрал первый, потому что студентам полагалось довольствие в 400 граммов хлеба – больше на целых 100.– Сто граммов решили судьбу, – смеётся Тимофей Александрович.
Рушилась мечта, но строилось будущее
Тимофей – кочегар. Он на третьем курсе, совсем взрослый – 15 лет! И беззаветно влюблённый в паровоз. Правда, в техникуме паровозного отделения нет, пришлось выбрать «вагоны». У кочегара работёнка непростая, но доход хороший. Тяжело да грязно. «Надо было сохранить ту рабочую телогрейку», – сетует мой рассказчик. Чёрная, гладкая, блестящая от угля. Уголь впитывался и в поры на коже человека так, что никакое мыло не брало. Лицо кочегара – в чёрную крапинку.
– Я не против электровоза и прочего технологического развития. Но тут нажал кнопку, рычаг повернул и всё. Для паровоза же нужно сначала создать энергию. Жжёшь уголь, получаешь пар, под большим давлением он заставляет машину ожить, – с нескрываемым удовольствием вспоминает Тимофей Александрович о своих первых шагах железнодорожника.
Красный диплом открыл перед прилежным учеником дорогу в любой профильный институт страны. Московский электромеханический институт инженеров транспорта принял студента Осипова благосклонно. Он по-прежнему грезил правами машиниста, однако не смог отказать декану и по его просьбе выбрал вагонное хозяйство. На это отделение был существенный недобор. Рушилась мечта, но отказать хорошему человеку нельзя.
И, действительно! Судьба сложилась. В вагонном депо Горький-Сортировочный молодому специалисту сразу предложили должность мастера. Ставить человека с высшим профильным образованием ниже, чем на должность мастера, не имели права. Однако Осипов настоял пойти бригадиром в механический цех. Был убеждён: прежде чем руководить, необходимо приобрести хороший практический опыт. А всего через несколько месяцев, войдя в рабочую колею, Тимофей Александрович стал мастером и занимался уже вопросами капитального и среднего ремонта вагонов. Вскоре получил новое назначение – заместителя начальника депо. Ещё через год возглавил вагонное депо Горький-Московский. Коллектив предприятия был одним из старейших на дороге. Люди подобрались добросовестные, квалифицированные. Да другие на железнодорожном транспорте и не задерживались.
Наука и практический опыт
В 1964 году Осипов неожиданно вернулся к науке – поступил в аспирантуру. Нужно сказать, что зарплата была меньше в три раза, и впереди ждало абсолютно неизвестное будущее. Но желание глубже понимать любимое дело оказалось сильнее. Аспиранты помогали с разработкой и внедрением нового вида транспорта – восьмиосной цистерны. Тему для диссертации выбрал соответствующую: «Исследование напряжённого состояния котлов цистерны восьмиосных вагонов». Тимофею Александровичу довелось даже возглавлять Горьковский филиал ВЗИИТ. Но спустя пять лет снова почувствовал: время уходит на уже неинтересную работу. Куда дальше? На производство! Начальник дороги Борис Зикеев предложил кандидату наук должность начальника службы вагонного хозяйства.
– Я убежден, что поступал правильно, когда не шёл наверх, прежде чем окунусь в производство, – рассуждает Тимофей Александрович о прожитых годах. – Опыт нашей дороги и всего мира говорит, что необходимо ступенчатое развитие. Взгляните на нынешнего руководителя Горьковской магистрали Анатолия Фёдоровича Лесуна – прошёл весь путь. Он один из лучших начальников дороги. Такому примеру должно следовать молодое поколение.
Алёна Зудина