25 февраля 2021 04:45

25 февраля 2021 04:45

фото: Алёна Зудина

Лицо кочегара

Ветеран-железнодорожник вспоминает в свой юбилей о пути на магистрали

Бывший главный инженер Горьковской железной дороги Осипов – человек с крепким внутренним стержнем  и чистой душой. Только такими и могут быть долгожители, испытавшие тяготы военного времени и выработавшие стойкий характер, жизненное упорство. 11 февраля Тимофей Александрович отметил значимую и редкую дату – 90 лет.
Вот он сидит напротив. По последним тенденциям – в марлевой маске, на расстоянии. Всё-таки нужно беречь здоровье – 90 лет разве шутка! Я почти не верю своим ушам и глазам, наблюдая за ходом его упорядоченных мыслей. Все воспоминания о далёком прошлом такие незамутнённые, будто для него всё это было каких-то лет десять назад, а не восемьдесят. Вот, что значит кандидат технических наук, большой руководитель, лыжник! Правду говорят, что мозг, как и мышцы, нужно регулярно тренировать, давая ему хорошую нагрузку в виде сложных задачек. А уж их-то за полвека на Горьковской магистрали Тимофей Александрович решил столько!


Выросли в горе и голоде
1933 год в Тамбове, да и во всей стране выдался тяжёлый. Люди голодали. Маленькому Тимофею два годика, а он содержимое речных ракушек глотает сырыми. Ребята постарше жарили их на сковороде. Это было летом, когда добыть еду оказывалось проще. Почему так происходило? Требовалась индустриализация страны, но средств не было. Даже в первый день Великой Отечественной эшелоны с зерном шли на запад. Тяжело населению было практически все годы вплоть до 1947-го.

– Всё моё детство прошло в очередях, – говорит Тимофей Александрович и тут же добавляет о родителях: – Детей в семье было четверо. Анна – старшая сестра, Василий – брат, третий – я и младшая Вера. Мой отец Александр Тимофеевич окончил строительный техникум, был инженером в городском коммунальном хозяйстве. Но семья большая, жили бедно...

Вместе с мамой Татьяной Петровной на базаре продавали выращенную своими руками редиску. А Тимофею – десять. И вдруг разлетелось страшное известие о войне. «Всё пошло вверх тормашками» – так ёмко определяет тревожное время Тимофей Александрович. Отца забрали на фронт, дядю – на фронт и второго дядю – на фронт. Кругом только обездоленные женщины и дети. Неправда, что никто не догадывался о неизбежности войны. Обстановку понимали прекрасно. Все, даже подростки осознавали – дружбы с Германией быть не может. К тому же эти события предваряла польская и финская войны. Наши понесли колоссальные потери. И то была своего рода тренировка перед ещё более ужасающей бойней.


– Люди той поры разительно отличаются от последующих поколений, – отмечает юбиляр. – Мы выросли в горе и голоде.
Ребятишки каждый день отправлялись за пять километров от города в лес. Собирали сухие ветки, хвойные иголки. Так топились зимой. Питались картошкой, которую удавалось вырастить на скудном куске городской земли. В 45-м Тимофей окончил седьмой класс. Вся школа собралась на демонстрацию. Перед глазами до сих пор стоит залитый солнцем памятник Ленину, счастливые лица. А после – техникум. В Тамбове их было всего два: железнодорожный и спортивный. Выбрал первый, потому что студентам полагалось довольствие в 400 граммов хлеба – больше на целых 100.
– Сто граммов решили судьбу, – смеётся Тимофей Александрович.

Рушилась мечта, но строилось будущее
Тимофей – кочегар. Он на третьем курсе, совсем взрослый – 15 лет! И беззаветно влюблённый в паровоз. Правда, в техникуме паровозного отделения нет, пришлось выбрать «вагоны». У кочегара работёнка непростая, но доход хороший. Тяжело да грязно. «Надо было сохранить ту рабочую телогрейку», – сетует мой рассказчик. Чёрная, гладкая, блестящая от угля. Уголь впитывался и в поры на коже человека так, что никакое мыло не брало. Лицо кочегара – в чёрную крапинку.

– Я не против электровоза и прочего технологического развития. Но тут нажал кнопку, рычаг повернул и всё. Для паровоза же нужно сначала создать энергию. Жжёшь уголь, получаешь пар, под большим давлением он заставляет машину ожить, – с нескрываемым удовольствием вспоминает Тимофей Александрович о своих первых шагах железнодорожника.

Красный диплом открыл перед прилежным учеником дорогу в любой профильный институт страны. Московский электромеханический институт инженеров транспорта принял студента Осипова благосклонно. Он по-прежнему грезил правами машиниста, однако не смог отказать декану и по его просьбе выбрал вагонное хозяйство. На это отделение был существенный недобор. Рушилась мечта, но отказать хорошему человеку нельзя.

– Я ни о чём не жалею, – твёрдо отметает сомнения Тимофей Александрович. – Моя душа чиста!
И, действительно! Судьба сложилась. В вагонном депо Горький-Сортировочный молодому специалисту сразу предложили должность мастера. Ставить человека с высшим профильным образованием ниже, чем на должность мастера, не имели права. Однако Осипов настоял пойти бригадиром в механический цех. Был убеждён: прежде чем руководить, необходимо приобрести хороший практический опыт. А всего через несколько месяцев, войдя в рабочую колею, Тимофей Александрович стал мастером и занимался уже вопросами капитального и среднего ремонта вагонов. Вскоре получил новое назначение – заместителя начальника депо. Ещё через год возглавил вагонное депо Горький-Московский. Коллектив предприятия был одним из старейших на дороге. Люди подобрались добросовестные, квалифицированные. Да другие на железнодорожном транспорте и не задерживались.

– Объём работы огромный: вагоны для поездов дальнего следования, для пригородного сообщения – всё было наше, да ещё и проводники к депо относились. Это было лучшее предприятие в области и на железной дороге, в 1961 году депо присудили звание «Предприятие коммунистического труда». Мы гордились этим, – рассказывает Тимофей Александрович.


Наука и практический опыт
В 1964 году Осипов неожиданно вернулся к науке – поступил в аспирантуру. Нужно сказать, что зарплата была меньше в три раза, и впереди ждало абсолютно неизвестное будущее. Но желание глубже понимать любимое дело оказалось сильнее. Аспиранты помогали с разработкой и внедрением нового вида транспорта – восьмиосной цистерны. Тему для диссертации выбрал соответствующую: «Исследование напряжённого состояния котлов цистерны восьмиосных вагонов». Тимофею Александровичу довелось даже возглавлять Горьковский филиал ВЗИИТ. Но спустя пять лет снова почувствовал: время уходит на уже неинтересную работу. Куда дальше? На производство! Начальник дороги Борис Зикеев предложил кандидату наук должность начальника службы вагонного хозяйства.

В 1977–1994 годы Осипов трудился главным инженером ГЖД. При нём были реконструированы станции Юдино, Лянгасово, Горький-Сортировочный, Арзамас, Агрыз, Зелецино. Была построена и сдана в эксплуатацию станция Вековка, полностью закончена электрификация Южного хода дороги. Особое внимание Тимофей Александрович уделял строительству жилья, объектам соцкультбыта. За безупречную работу он награждён Почётной грамотой президиума ВС РСФСР, орденом Трудового Красного Знамени, медалью «Ветеран труда», знаком «Почётному железнодорожнику», именными наручными часами министра путей сообщения и многими другими наградами.
– Я убежден, что поступал правильно, когда не шёл наверх, прежде чем окунусь в производство, – рассуждает Тимофей Александрович о прожитых годах. – Опыт нашей дороги и всего мира говорит, что необходимо ступенчатое развитие. Взгляните на нынешнего руководителя Горьковской магистрали Анатолия Фёдоровича Лесуна – прошёл весь путь. Он один из лучших начальников дороги. Такому примеру должно следовать молодое поколение.

Алёна Зудина