25 февраля 2021 05:14

25 февраля 2021 05:14

фото: личный архив

«Дорога – судьба моя»

Потомственный железнодорожник Александр Лапшин не ставил своей целью сделать карьеру, им двигало желание совершенствоваться

В январе заместитель начальника Горьковской железной дороги по Ижевскому территориальному управлению, почётный железнодорожник ОАО «РЖД», заслуженный работник транспорта Удмуртской Республики, почётный гражданин города Агрыза Александр Лапшин отпраздновал 65-летие и ушёл на заслуженный отдых. Позади 14 лет успешного управления регионом и 44 года упорного труда на железнодорожном транспорте.

Это было во время строительства Казанбургской железной дороги, соединившей Казань и Екатеринбург. Когда магистраль пришла на станцию Камбарка, Михаил Фёдорович Парыгин, дед будущего НЗтера, устроился на магистраль рабочим пути. Появление железнодорожной линии в Камбарке стало настоящим событием для посёлка, и интерес к поездам был повсеместный. Так что спустя время Михаил Фёдорович выучился на кочегара паровоза, а затем стал машинистом. Он водил локомотивы серии ОВ, их ласково называли «овечками». С приходом новой серии паровозов, так называемых «лебедянок», подменный пункт Камбарка закрыли, машинистов перевели в Агрыз. Для них здесь выстроили две улицы. Дом, 12 соток земли – он стоит в Агрызе до сих пор! В семье Парыгиных родилось пять дочерей и сын Геннадий. Забегая вперёд, отметим, что Геннадий Михайлович также пошёл по стопам отца и работал машинистом в локомотивном депо Агрыз, а ещё позднее на магистраль пришёл и его сын... Сегодня уже четвёртое поколение Парыгиных выбирает железнодорожный путь. Но ещё более интересный факт: все пять дочерей Михаила Фёдоровича в конце концов вышли замуж за машинистов. Одна из них была Зоя Михайловна, мама Александра Лапшина. Отец, Аркадий Андреевич Лапшин, водил тепловозы и был, как и дед, примером для Александра.


– Наверное, у меня не было выбора, – вспоминает сегодня Александр Аркадьевич. – По воскресеньям в бане у деда собиралась вся семья. Представьте, дед-машинист, его сын-машинист и пять зятьёв-машинистов. О чём разговоры в такой компании? Только о локомотивах, о том, как правильно вести поезда по перегонам, как изменить тягу, чтобы выйти с экономией угля и дизельного топлива.

3-1.jpg

Поэтому судьба неизменно направляла юношу по верному направлению. Не поступив в Механический институт, Александр после армии пришёл в локомотивное депо Агрыз. Работал помощником машиниста тепловоза. С благодарностью вспоминает Александр Аркадьевич своего первого наставника, машиниста Нурсалиха Хабибуллина. Правда, в то время сильно обижался на него. Каждую поездку Нурсалих Нургалиевич обязательно задавал своему помощнику вопрос, экзаменуя на знание ПТЭ, инструкций, устройства локомотива. После восьми месяцев такой муштры мудрый наставник предложил задавать вопросы самому ученику.


– Я радовался, предвкушая, как одержу над ним верх. Садился за конспекты, обращался к опытным машинистам, ходил в библиотеку, выискивал вопросы посложнее и сам изучал темы, – рассказывает Александр Аркадьевич Лапшин. – Только потом я понял, что это был второй этап моего профессионального развития.


Это была очень хорошая школа, которая помогла не только более чем успешно сдать экзамены на право управления тепловозом, но и пригодилась в будущем. Три раза Александру Аркадьевичу Лапшину приходилось проходить строгую комиссию на должность главного инженера отделения, начальника отделения и, наконец, НЗ по региону. Фундаментальная база знаний была заложена ещё в те далёкие годы.


Итак, Лапшину довелось управлять тепловозом, электровозом, а получив второй класс, вдруг выучился на машиниста паровоза, которые тогда уже почти вышли из эксплуатации и больше использовались в подсобном хозяйстве. Почему же будущий заместитель начальника дороги по региону сделал такой шаг? Чтобы быть не хуже, чем дед и отец, знать не меньше. Вообще именно стремление к знаниям, совершенству в профессии толкало его вперёд.


– Я никогда не ставил перед собой задачу подняться по карьерной лестнице, – говорит Александр Аркадьевич.

3-2.jpgАлатырский техникум железнодорожного транспорта, Московский институт инженеров транспорта и ожидаемый профессиональный рост. Сначала это была должность машиниста-инструктора комсомольской молодёжной колонны, заместителя начальника локомотивного депо Агрыз по ремонту, главного инженера депо, начальника депо... На эти годы пришлись расконсервация цеха ТР-3 и запуск в эксплуатацию новой серии локомотивов М62. В депо шла активная стройка, но уже нужно осваивать новый вид ремонта, учиться самому, научить людей, обеспечить поставку запчастей и материалов для ремонта тепловозов, а кроме того, организовать движение поездов на новых локомотивах. Утром Александр Аркадьевич уходил из дома и возвращался затемно, ужинал и ложился спать. На следующий день всё повторялось...


Но, кроме локомотивного комплекса, Александру Аркадьевичу Лапшину пришлось изучить в деталях и путевое хозяйство в должности главного ревизора Ижевского отделения. Ещё больше задач перед неутомимым руководителем встало в 2007-м, когда он возглавил отделение. Необходимо было управлять уже технологическими процессами организации работы целого региона, выстраивать работу с грузоотправителями, налаживать взаимосвязь с полицией, МЧС, главами администраций пяти субъектов федерации. Насколько тяжело было нести груз такой большой ответственности?


– Это моя работа! – признаётся Александр Аркадьевич. – После ухода отца из жизни я остался старшим в семье. Был в ответе за железнодорожную династию. Более 700 лет составляет её общий стаж на железных дорогах, мы освоили 19 специальностей, сегодня работаем на магистралях трёх стран... Это обязывало быть ещё более дисциплинированным и упорным. Конечно, приходилось тяжело, справлялся. Надо отдать должное моему хорошему другу, который всегда поддерживал и был рядом, моей супруге Луизе Салиховне. Мне никогда не приходилось задумываться о бытовых вопросах, отглаженный костюм и горячая еда в любое время дня и ночи были мне обеспечены. Уют в доме, семейное благополучие стали для меня надёжной опорой.

Алёна Зудина