14 апреля 2021 04:58

14 апреля 2021 04:58

фото: Наталья Буторина

«Невозможное – это вызов»

С наступлением января завершился 2020-й, и уже можно подводить итоги работы, но не только годовые. Бессменный с 2007 года руководитель Ижевского территориального управления Горьковской магистрали 2 января отметил 65-летие и уходит на заслуженный отдых. Позади 14 лет безупречного управления регионом и 44 года упорного труда на железнодорожном транспорте. С какими результатами Ижевский регион и его руководитель подошли к новому рубежу – в нашем интервью.

1-2.jpgАлександр Лапшин, по 13.01.2021 г. заместитель начальника ГЖД по Ижевскому территориальному управлению


– Александр Аркадьевич, какими событиями для вас ознаменовался ушедший год?


– Многие считают, что високосный 2020-й выдался тяжёлым, но железная дорога никогда не стояла на месте. Так, например, на полигоне Ижевского территориального управления всеми видами ремонта отремонтировали почти 100 км пути. Состояние путевого комплекса значительно улучшилось. В 2019 году балловая оценка была 37, а в 2020-м уже 27 баллов. И она будет улучшаться. В ушедшем году регион получил новые тепловозы для пригородного пассажирского движения. На смену М62 пришли современные ТЭП70БС. За последние два года мы получили 18 локомотивов этой серии. Пассажирский магистральный тепловоз ТЭП70БС создан с учётом современных требований экологии и безопасности движения. Система энергоснабжения вагонов поезда позволила уменьшить выбросы вредных веществ. Мы также получили лучшее качество эксплуатационной работы, сократили внеплановые стоянки и виды ремонта.


В 2020-м на Ижевское территориальное управление поступили 32 локомотива 2ТЭ25КМ, предназначенные для грузового движения. Они заменили трёхсекционные тепловозы 2Т10М меньшей мощности. Новая серия эксплуатируется на всём полигоне дороги, а база для ремонта определена в ТЧэ Агрыз. В депо выполняются ТО-2, ТО-3 и ТР-1, сегодня ведётся работа по получению сертификата на проведение ТР-2. Ещё на Ижевский регион пришёл новый вид тяги – рельсовые автобусы, 6 единиц РА2 и РА3. В ТЧэ Агрыз оборудована позиция по их техническому обслуживанию. А на направлениях, по которым рельсовые автобусы не курсируют, были пущены в эксплуатацию шесть новых комфортабельных плацкартных вагонов с системой климат-контроля.

Если говорить об общественно-социальной деятельности, то в 2020 году на привокзальной площади в Ижевске совместно с Казачьим обществом мы установили памятник Петру Ильичу Чайковскому. Великий композитор был тесно связан с железной дорогой.


– На перегоне Пудлинговый – Чёрная Речка ведётся строительство виадука. Расскажите подробнее об этом масштабном проекте.


– В Красноуфимском районе Свердловской области пять виадуков. Три были возведены ещё во время строительства Казанбургской железной дороги, и их запас прочности вышел. Два виадука уже отстроены заново. Сейчас ведутся работы по третьему, на 1411 км перегона Пудлинговый – Чёрная Речка. Старый виадук выработал свой срок, на нём есть трещины, но динамики разрушения не наблюдается. На сегодняшний день установлено семь опор и смонтировано пять пролётов. Возникли некоторые сложности с одной из опор, которая должна быть установлена в речной грунт. Нужно новое инженерное решение. Технологи Московского проектного института взяли пробы и сейчас решают этот вопрос. Сдача объекта запланирована на 2021 год, ко Дню железнодорожника.


– А что с погрузкой?


– Годовой план погрузки регион выполнил. Сейчас на нашей территории активно развиваются предприятия «Аксион» и «Увадрев», которые раньше отправляли железной дорогой круглый лес. Они строят новые цеха и перепрофилируются на готовую продукцию. А это в перспективе организация контейнерных перевозок, маршрутных и групповых отправок, строительство тупиков и подъездных путей, примыкающих к железнодорожным путям Ижевского региона ГЖД. Для республики развитие этих предприятий гарантирует дополнительные рабочие места, для нас – стабильные планируемые объёмы грузоперевозок. Готовая продукция в отличие от сырья – это другой класс грузов, тарифы перевозок которых гораздо выше.


– Какие планы у региона на этот год?


– В прошлом году Северный ход дороги получил новую серию электровозов 2ЭС5К, и три таких локомотива пришли на Южный ход.

Мы ожидаем ещё поступления 2ЭС5К в 2021 году, поэтому опытные машинисты-инструкторы готовят локомотивные бригады, обкатывая их по маршруту Юдино – Дружинино. Также на очереди строительство тоннеля в Рябиновском логу Красноуфимского района. Без остановки движения поездов, рядом со старым тоннелем будут прорубать новый. Поскольку тоннель, который эксплуатируется сегодня, строили сто лет назад, он уже не соответствует современным требованиям габарита подвижного состава. Новый тоннель будет выше и шире, чтобы беспрепятственно пропускать поезда всех категорий, в том числе и с негабаритными грузами.


– Ушедший год для вашей карьеры руководителя на Горьковской магистрали стал последним. Не жалко уходить?


– Я покидаю свой пост, но не дорогу. Ещё не завершено много дел, буду продолжать работу. Из-за пандемии не удалось закончить строительство Памятного знака железнодорожникам-участникам Великой Отечественной войны, у которого будет собираться коллектив на праздничный митинг 9 мая. Я выступал перед президентом Татарстана с предложением о создании в Агрызе музея истории Казанбургской железной дороги. Эти проекты должны быть обязательно реализованы, и я не оставлю их без внимания.


Я горд, что посвятил себя нашей Горьковской железной дороге. Дважды судьба меня возвращала к ней. Будучи потомственным железнодорожником, дед которого трудился машинистом в паровозном депо Агрыз, а отец был машинистом тепловоза, я решил поступать в Механический институт Министерства высшего образования СССР, и не прошёл. Но не я не сдал тот экзамен, это судьба вмешалась. А после армии освоил профессию машиниста тепловоза, электровоза, сдал экстерном на права управления паровозом, чтобы не отставать от деда и отца. А спустя время, когда работал главным инженером локомотивного депо Агрыз, получил предложение возглавить кирпичный завод. Однако в последний момент, не знаю почему, отказался от этой возможности. Три раза мне предлагали пойти на повышение на другую дорогу, я говорил «нет». Всё, что мне дорого, – здесь.


От автора

Множество высоких ведомственных наград, среди которых знак «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» и благодарность генерального директора компании, благодарственные письма от глав администраций, от потомка барона фон Мекка, сертификат факелоносца Эстафеты Олимпийского огня «Сочи-2014», знаки «Заслуженный работник транспорта Удмуртской Республики», «Почётный гражданин города Агрыза» – столько живых свидетельств важной, плодотворной работы Александра Лапшина. А среди них обрамлённые и под стеклом самые значимые слова, которым руководитель неизменно следовал весь свой путь на магистрали: «Невозможное – это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди. Им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы изменить его. Невозможное – это не факт, это только мнение. Невозможное – это не приговор, это вызов. Невозможное – это шанс проверить себя. Невозможное – это не навсегда. Невозможное – возможно».

Алёна Зудина