18 января 2021 00:06

18 января 2021 00:06

фото: Вера Гараева

Ценная память

Музей эксплуатационного локомотивного депо Муром пополнился новыми экспонатами.
Ещё год назад в выставочной коллекции были только рельсы разного времени производства начиная с 1867 года. Они были найдены при разборе старого здания склада ГСМ. Эти рельсы были частью перекрытий. И именно они положили начало реализации когда-то задуманной профсоюзной организации депо идеи о создании музея.

Сегодня это пусть и небольшой, но полноценный музей истории депо. Да и расположение удобное. Мимо никак не пройдёшь. А среди экспонатов чего только нет! Например, железнодорожные сигнальные фонари, которые использовались локомотивными бригадами в разные годы. Керосиновый – выпускался с конца XIX века до конца 60-х годов XX-го. Рядом с ним занял своё место свечной осветительный боковой фонарь 1952 года выпуска. А в соседнем шкафу – небольшая коллекция значков ударников социалистического соревнования 30-х, 40-х годов. И даже 1916 года. Отдельно на вешалке висит ещё одна гордость музея – шинель машиниста, которую выдавали представителям этой профессии в 60-е годы. Её принёс в депо Глеб Григорьевич Крашенинников. Он бережно хранил её дома. Но решил, что прятать такой раритет от других людей – ошибка.

– Теперь бы фуражку к ней найти. Вот такую, – говорит председатель профсоюзной организации ТЧэ Муром Алексей Жидоморов и показывает на большое фото. – Портрет Андрея Васильевича Гутникова в тепловозе. Это старший машинист того тепловоза, который у нас стоит на пьедестале. Фотографию эту я нашёл случайно. Сразу его узнал. Я многих работников депо застал. А вот, кстати, от того же тепловоза реверсивка – рукоятка, которая выдаётся машинисту перед заступлением на смену.

В соседнем шкафчике готовится к пополнению экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне. Здесь уже есть медали участников ВОВ и Гражданской войны. Их музею передали родственники их владельцев, которые когда-то трудились в депо. На полке слева – паровозный скоростемер. Он, перед тем, как стать экспонатом, несколько лет хранился в кабинете у Алексея Жидоморова.  
Последний экспонат, который принесли в музей – табличка с локомотива ВЛ60К, которые работали в депо в 1986 году.
– Когда эти шестидесятки сдвоенные были, то мощность у них была побольше 80-го. Ехать на них – одно удовольствие. Сейчас такие уже не эксплуатируются. Табличку нам принесли из ремонтного депо. Сегодняшние локомотивы вон какие делают! Мы и помыслить раньше не могли, что такие когда-то будут. Тот же самый «Гранит», – говорит Алексей Жидоморов.

И всё же, одним из самых ценных экспонатов музея здесь считается Книга Почёта. В ней – гордость депо прошлых лет. Среди них – машинист Константин Чернов. В депо он начал работать в 1946 году. Одним из первых поддержал новое социалистическое соревнование за звание бригад коммунистического труда. Читаем в книге: борясь за это почётное звание, Чернов содержит свой паровоз в технически исправном и культурном состоянии. В первом квартале 1959 года своей бригадой провёл 31 тяжеловесный поезд, перевёз 10 725 тонн груза сверх нормы, сэкономил 62 тонны топлива. В Книгу Почёта занесён к 1 мая 1959 года. Ещё одна важная запись в книге посвящена Василию Апухтину. Он пришёл в депо в 1924 году. Его паровоз был в числе лучших в депо. За 11 месяцев 1957 года сэкономил топлива 15 449 тонн, перевыполнил техническую скорость на 2,4 км/ч. Ежегодно получает министерскую премию за безаварийную работу.
– Я её нашёл в одном из сейфов в профкоме. Такие книги раньше были на многих предприятиях, – говорит Алексей Жидоморов.
Вера Гараева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30