03 декабря 2020 20:25

03 декабря 2020 20:25

фото: Алёна Зудина

История должна жить

Могли ли вы подумать, что на территории станции Киров когда-то успешно эксплуатировались американские рельсы 1942 года выпуска? Причём в ходу они были не так уж и давно, вполне возможно, что по ним ходили наши современные тепловозы.
Кировские путейцы свою находку не оставили без внимания, а сделали частью экспозиции, которая пополнила музей дистанции. Стенд с рельсами, найденными на территории станции Киров, теперь украшает холл административного здания. Здесь и сталь Днепровского металлургического комбината, и Кузнецкого металлургического завода с маркировкой «ЗМЗ имени Сталина», и рельс заводов «АГ Крупп», крупнейшего промышленного концерна в истории Германии, и изделие демидовских заводов, и даже образец производства металлургического завода в штате Иллинойс. Всё это богатство было обнаружено во время работ по замене деревянных межстрелочных вставок. Вместо того, чтобы старые рельсы, откопанные в земле, бездумно сдать в металлолом,
железнодорожники решили сначала проверять плавку рельса. Вдруг попадётся что-то редкое и интересное. Ценные экземпляры обязательно отправляются на кировский пескоструйный завод, чтобы принять достойный музея вид. Так, однажды дорожный мастер по станции Киров Николай Ефремов прочитал на стальном ребре «ILLINOIS USA». Как же такой рельс мог оказаться здесь, за тысячи километров от места производства? Во время большой депрессии в США обанкротилось множество частных железных дорог, большая часть долгов была выкуплена государством, некоторые склады и нерентабельные пути разобрали и распродали за границу. Видимо, этим путём американские рельсы и попали в итоге на Горьковскую железную дорогу. Об этом можно прочитать в краткой справке, приложенной к экспонату. А вот рельс образца 1877 года. На плавке значится «бес». То есть он был изготовлен ещё по бессемеровской технологии. Когда-то массовое производство дешёвой стали стало возможным только после внедрения бессемеровского процесса, обеспечивающего необходимое содержание углерода. Сталь Бессемера одержала оглушительную победу на фронте рельсового производства, полностью вытеснив железо за 20 лет.
Ещё один экземпляр 1879 года. Это уже изделие демидовских заводов. В 1851–1855 годах на Нижнесалдинском чугуноплавильном и железоделательном заводе впервые на Урале было освоено производство железнодорожных рельсов из пудлингового железа. А в начале 1870-х Константин Павлович Поленов на этом заводе применил термообработку головки рельсов. Между прочим такой способ используется и сегодня. Вот что значит возможность прикоснуться к истории в буквальном смысле.

Молодёжь дистанции с интересом рассматривает эти живые свидетельства развития путевого хозяйства. Уже не по книгам изучает предмет, а на ощупь. Да и опытные путейцы не проходят мимо. От осознания, что изделие двухсотлетней давности можно потрогать собственными руками, захватывает дух!
Алёна Зудина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31