04 декабря 2020 11:29

04 декабря 2020 11:29

Люди, от которых зависит многое

Работа сложная, но интересная. Новый день не похож на вчерашний. На ликвидации последствий ЧП, на хозяйственных работах каждый раз всё складывается по-разному. А значит, учиться, осваивать новые приёмы, подходы к выполнению задачи приходится постоянно. Так о своей профессии рассказывал Владимиру Захарову его отец, машинист тягача восстановительного поезда на станции Владимир.

Чтобы техника не подвела

Наверное, именно это и заставило приглядеться к работе восстановителей. До армии Захаров успел получить профессию фрезеровщика. Но изо дня в день, с утра до вечера обрабатывать одни и те же детали показалось скучным. Хотя кому-то, наверняка, нравится как раз такая размеренность, повторяемость процессов.

Владимир поговорил с работниками восстановительного поезда, где трудился отец. Всё основательно взвесил. И принял решение, определившее всю его дальнейшую жизнь.


Начинал он в 1983 году помощником машиниста крана. Уже вскоре, в 1986-м, получил направление в Елецкую дортехшколу, откуда вернулся с корочками машиниста. Первым его краном был ЕДК-50, весьма скромной, по нынешним меркам, грузоподъёмности. Со временем изучил всю крановую технику этой серии – вплоть до ЕДК-2000.


– И последние, КЖ, «Сокол», – добавляет мой собеседник, работающий сегодня уже в восстановительном поезде на станции Нижний Новгород-Сортировочный. – Мощная, надёжная, устойчивая техника. И красивая. Даже тот кран, что установлен в музее дирекции аварийно-восстановительных средств. Он старый, но тоже красивый.

– Не подводила вас красивая техника?

– А это как ты о ней заботишься, как её любишь. Чуть что не в порядке, например потекло масло, где-то трубочку пробило, – сразу принимаешь меры. Масло не мелочь. Из-за этого даже стрела может упасть.


В восстановительном поезде в смене четыре машиниста. Краны разные, но при необходимости работники заменяют друг друга. Если потребуется, помогают в обслуживании «Сокола», или КЖ, или ЕДК. Всё делается для того, чтобы в самый ответственный момент, будь то хозяйственные работы или ликвидация последствий схода, техника не подвела.


Главное – открыть движение

Восстановитель во втором поколении, Владимир Захаров в самых общих чертах прослеживает динамику ЧП на дороге. Отмечает: отцу чаще приходилось выезжать на ликвидацию их последствий. Мальчишкой он с интересом слушал рассказы об этих происшествиях. А сейчас и у самого солидный опыт работы на них.


Одно из самых памятных – крушение на перегоне Оброчное – Кемля. 90-е годы. Точнее сейчас, пожалуй, и не вспомнить. Зима, мороз, ветер. К месту работ восстановительный поезд прибыл ночью. В тёмное время суток вообще всё сложнее. А тут ещё заболоченная местность. С рельсов сошло вагонов пятнадцать, наверное. В их подъёме задействованы были четыре восстановительных поезда.


– Хотя бы один путь надо открывать, это уже считается победа, – говорит Владимир Николаевич. – Ну уж а остальное… Иногда и неделями потом ездишь, вагоны убираешь. По одному или по два выдёргиваешь из завалов, грузишь, вывозишь.


Из более близких по времени случаев – дзержинский, 2016 года. Техногенная авария произошла из-за размыва старого канализационного коллектора, обслуживаемого Дзержинским водоканалом. Грунт из-за этого провалился, было повреждено около 150 м железнодорожного полотна.


– Работы в основном были связаны с восстановлением путей. Дел хватило и для бульдозеров, и для кранов, – вспоминает Захаров, которому и на карстовые провалы выезжать приходилось.

– Владимир Николаевич, – спрашиваю, – а что самое трудное в вашей работе?

– Тяжело, когда плохие погодные условия, или ночь, или неудобное место, например, высокая насыпь. Бывало, целый вагон рельсошпальной решётки уходил на выкладку клетки, чтобы кран мог встать и приступить к работе.


Регламент – 40 минут на подъём одного вагона, какой бы сложности ни был сход. В таких жёстких условиях особенно важна чёткость взаимодействия. Потому и проводятся учения, в том числе с участием нескольких восстановительных поездов: чтобы в реальной ситуации люди чувствовали себя уверенно, не суетились, не мешали друг другу и чтобы каждый знал своё место.


Трудный паровоз

В своё время Владимир вместе с матерью каждый раз дожидался возвращения отца с таких выездов. Теперь его самого ждёт семья – жена Наталья и сын Егор. Оба железнодорожники, знают специфику работы восстановителей: надо – значит надо.


Однажды довелось поднимать и ставить на рельсы паровоз. Уточняю у Владимира Николаевича: это паровоз-памятник, который надо было установить на постамент?


– Нет, рабочий. Это было в Новках лет 20 назад. Паровозы тогда ещё использовались в некоторых местах для пропарки вагонов, для отопления производственных помещений. Локомотив сошёл с рельсов на старом, сильно изношенном поворотном круге, которым уже практически не пользовались. Вот представьте – котёл с паром, тебе постоянно за шиворот капает кипяток, снизу летят искры, и ты стоишь и не знаешь, что делать. Поднять сразу кабину с котлом и тендер нереально. Но потихонечку справились с ситуацией. Разъединили тендер и котёл. Перекрыли все трубы. Делал всё в основном машинист паровоза. Мы только помогали ему. Потом, после установки на рельсы, снова всё соединили.


Нет однообразия и на подрядно-хозяйственных работах, которые восстановительный поезд выполняет по договорам. Так, при монтаже пролётных проёмов моста Захаров даже в самый напряжённый момент отмечает для себя красоту этого процесса. Пролёт, доставленный к месту работ, кажется больше кранов, которые ждут команды на берегах. Задача – установить его точно на заданное место. По-настоящему ювелирная операция. И очень большая ответственность. Машинист, как и другие работники, должен чётко следовать командам. Ошибка недопустима. Каждый раз, когда пролёт встаёт на определённое ему место, словно тяжёлый груз сваливается с плеч. Машинист из кабины крана с нескрываемым удовольствием смотрит на результаты слаженных действий коллектива, в котором трудится.


В команде

– Ответственный человек, опытный машинист, хорошо знает крановую технику, – характеризует своего подчинённого начальник восстановительного поезда Олег Карманов. – Владимир Николаевич награждён знаком «Почётный работник Горьковской железной дороги».


А тот улыбается: есть сотрудники, у кого более высокие награды. Александр Бурыгин, тоже машинист, – почётный железнодорожник ОАО «РЖД». Звание заслужено добросовестным трудом. Старожил поезда, безотказный работник, он хорошо знает и технику, и весь производственный процесс. Ему не надо ничего разъяснять: сам видит, что делать, где помочь.


Да и вообще коллектив в их восстановительном поезде дружный. Все – крепкие профессионалы. Крановщики, бульдозеристы, сварщики, электрики, водители – положиться можно на каждого. Например, на машиниста крана Дмитрия Матовникова, хорошо изучившего всю крановую технику. Давно работает в восстановительном поезде Александр Нарушев, он и тракторист, и водитель – на все руки мастер. Хорошо, когда есть такая сплочённая команда.


…Напоследок мы возвращаемся к теме, с которой начинали наш разговор: о любви к своему делу, к своей профессии.

– Мне нравится, что в буднях восстановительных поездов нет однообразия, – ещё раз повторяет, подводя итоги, Владимир Захаров. – Нравится ответственность. Здесь нужно думать, принимать решения, порой неординарные. И ты чувствуешь себя значимым членом коллектива, человеком, от которого многое зависит.


Уважаемые коллеги!

Сегодня у нас праздник. 11 ноября – День работника восстановительного поезда. В этот день в 1936 году народный комиссар путей сообщения СССР Лазарь Каганович подписал приказ № 168Ц «О перестройке работы восстановительных поездов». В нём высказывались критические замечания о работе существовавших в то время вспомогательных поездов, которая была названа безобразной. Нарком «для создания коренного перелома в работе вспомогательных поездов» приказывает создать на их базе восстановительные поезда, которые должны «проводить работы по ликвидации крушений и по восстановлению повреждённого пути».


Трудно переоценить вклад бригад восстановительных поездов в обеспечение бесперебойной работы стальных магистралей в годы Великой Отечественной войны, в восстановление железных дорог после неё. И в настоящее время важность оперативного решения задач, стоящих перед восстановительными поездами РЖД, не снижается.


В этот день мы поздравляем работников восстановительных поездов и всей дирекции аварийно-восстановительных средств, которые занимаются решением важных технических вопросов для сохранности российских железных дорог. Если отойти от официальной части, то хочется просто пожелать всем большой радости, сияющих улыбок и успешной карьеры! Пусть ваш труд никогда не остается незамеченным!

С Днём работника восстановительного поезда

Игорь Быков, начальник дирекции аварийно-восстановительных средств ГЖД

Марина Галкина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31