03 декабря 2020 19:52

03 декабря 2020 19:52

Отношения – солидарные

Как известно, восточные мудрецы не рекомендовали жить в эпоху перемен. Но кто же нас спрашивает, в какую эпоху мы хотели бы жить? Однако в наших силах выбрать если и не времена, то, по крайней мере, свою позицию, линию жизни.
«Крепче держитесь за паровозную трубу!» – эти слова в марте 2003 года сказал с улыбкой во время встречи с железнодорожниками в Ижевске министр путей сообщения Геннадий Фадеев. Его спрашивали, что ждать от предстоящей реформы отрасли. Создавалось ОАО «РЖД», железные дороги со всем их огромным хозяйством уходили из-под жёсткого управления государства, и это многих тревожило. Однако руководитель отрасли дал понять: даже когда она примет иные с юридической точки зрения формы, для работников сохранят традиционные социальные гарантии. И действительно, при образовании ОАО «РЖД» оно как работодатель приняло на себя все те обязательства, которые имело МПС в действовавшем Отраслевом соглашении: документ пролонгировали. И лишь в следующем 2004 году были подписаны первое Соглашение о социальном партнёрстве с ОАО «РЖД» и Генеральный комплексный договор на 2005 год, который затем продлялся ещё на два года. Он предусматривал не только действующие, но и новые гарантии. При рождении ребёнка одному из родителей компания установила выплату двух МРОТ и затем до достижения трёхлетнего возраста ежемесячное пособие в размере одного МРОТ РФ. Был введён обязательный медосмотр работников с оплатой времени его прохождения. Стало полагаться единовременное поощрение при выходе на пенсию независимо от возраста. Работники получили право на корпоративную поддержку, если строили или приобретали в собственность жильё, на бесплатный проезд к месту учёбы и обратно. Вводились льготы для молодых специалистов. Во время технологических «окон» или ликвидации чрезвычайных ситуаций тем, кто был занят на этом, а также локомотивным бригадам стало полагаться бесплатное горячее питание.

За постсоветское время работников железнодорожного транспорта стало меньше на 174,5 тыс. человек: это естественный результат развития технологий. Однако процент членов профсоюза среди тех, кто работал в отрасли, вырос к 2005 году до 95,6% и составил почти 2 млн человек. Насильно, как известно, в профсоюз никто никого не загонял. Значит, работники видели в нём реальную силу, которая может представлять их интересы и помочь в жизни.
В 2005 году Роспрофжел подписал договоры с Ассоциацией «Промжелдортранс», представляющей предприятия российского межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта, которые являются участниками перевозочного процесса, и с Межрегиональным объединением работодателей транспортного строительства. Такие итоги были подведены на 28-м съезде Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, состоявшемся в апреле 2005-го. Съезд обсудил и утвердил изменения и дополнения в Устав Роспрофжел, которые были связаны с реформированием отрасли. Он проанализировал сложности, возникшие в результате трансформации отрасли, и проблемы социальной защиты работников предприятий, которые оказались выделены в дочерние и зависимые организации. Завершило съезд приятным образом торжественное заседание: отраслевой профсоюз отмечал своё столетие и пришёл к нему на настоящем подъёме.

Спустя год, учитывая сложность момента реформирования, решено было провести 29-й съезд Роспрофжел. В марте 2006-го он рассмотрел ход и результаты деятельности профсоюза на основе Колдоговора по сохранению льгот и социальных гарантий, обеспечению правовой защиты членов профсоюза, созданию комфортных условий труда и быта. Результаты убеждали: железнодорожники вернулись к докризисному режиму работы, и при этом были восполнены потери по уровню заработной платы. Рекомендовалось искать нешаблонные решения: вместо общих подходов – индивидуальные, адресные меры и шаги, отвечающие местным условиям, здравому смыслу.

Выступая на съезде Роспрофжел, Владимир Якунин, который за несколько месяцев до этого занял пост президента ОАО «РЖД», подчеркнул неизменную приверженность руководства отрасли социальной ориентации:
– Соблюдение принципа «неухудшения» условий для работающих прежде всего зависит от увеличения производительности труда, повышения эффективности работы компании и так далее. Не будем забывать, что только мы сами можем заработать на то, чтобы жить хорошо. И это касается и ОАО «РЖД» в целом, и тех структурных подразделений, которые выводятся в самостоятельные подразделения. Мы все будем работать по принципу «сколько заработаем, столько и будем делить». Очень важно, чтобы при переходе в создаваемые дочерние общества сотрудники не потеряли социальных льгот и гарантий, но при этом обеспечивали высокий уровень ответственности, высокую эффективность труда.

В октябре 2007 года было образовано Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта (объединение «Желдортранс»). Его учредителями и членами стали ОАО «РЖД» и его дочерние общества. Решение создать полномочную организацию, представляющую и защищающую специфические интересы работодателей, диктовалось необходимостью выработать и проводить согласованную политику в сфере социально-трудовых отношений. А также из-за потребности создать условия, при которых компании получили бы дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда, и развития социального партнёрства в отношениях с работниками и их представителями – профсоюзами. Всё это помогло улучшить морально-психологический климат в коллективах, а в итоге сделать стабильней работу железнодорожного транспорта. Конструктивное сотрудничество, социальное партнёрство остались краеугольными камнями в деятельности Роспрофжел. Он нацеливал работников на активное участие в жизни своих предприятий, в решении проблем безопасности движения, охраны труда и социально-бытовых вопросов, на повышение производительности труда и сохранности перевозок. И это куда лучше, чем любые протестные акции, могло способствовать социальной защите, росту благосостояния тех, кто трудился в отрасли. Ведь у работников и работодателей очень много общих интересов.
Николай Морохин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31