01 декабря 2020 14:54

01 декабря 2020 14:54

Специальный проект 'Под знаком качества'

Всегда чистота и порядок

В апреле этого года специалистами службы технической политики была разработана и утверждена главным инженером ГЖД Андреем Ищенко методика «Организация рабочего места офисного работника. Практика 5С». Она содержит наглядные примеры, шаги, рекомендации и требования к рабочим местам офисных сотрудников.

2-4lis.jpgАлексей Лисин, начальник отдела технического регулирования, лицензирования и качества службы технической политики


Методика разрабатывалась таким образом, чтобы её можно было использовать как подсказку. Каждый шаг системы 5С в ней расписан достаточно подробно и простым, доступным языком. Кроме того, здесь чётко описано, чем должен заканчиваться каждый шаг 5С. Это позволяет работникам проводить самооценку внедрения каждого шага и только после этого переходить к следующему.


Для помощи во внедрении 5С специалистами службы НТП были разработаны документы: распоряжение о создании рабочей группы, положения о рабочей группе, план внедрения 5С и перечни типовых рабочих мест. Эти документы и методика были разосланы во все службы и дирекции полигона железной дороги и размещены в прямом доступе на сайте системы качества.


В организацию работ по внедрению 5С некоторые корректировки внесла ситуация с пандемией. В связи с организацией удалённой работы персонала аудиту подлежали только места работающих непосредственно на рабочем месте.

Для проведения аудитов внедрения системы 5С была создана группа из представителей служб регионального центра корпоративного управления и утверждён график её работы. В соответствии с поручением главного инженера такие же аудиты необходимо было провести непосредственно самим службам и дирекциям в ходе осенней комиссионной проверки с предоставлениями отчётов. Их оценка проводилась с применением единого унифицированного чек-листа, который позволяет оценить каждый внедрённый шаг и составить мероприятия по дальнейшим улучшениям рабочих мест. Максимальный балл по чек-листу аудита – 25 баллов.


Оценки рабочих мест служб и дирекций показывают, что работа по приведению рабочих мест во всех службах и дирекциях проводится, видны изменения к лучшему. Практически все дирекции и службы, имеющие максимальные оценки, принимали участие в конкурсе на лучшее рабочее место по стандарту 5С. А служба Л и скоростной отдел являются его финалистами. Сейчас главное – не остановить эту работу, а сделать её постоянной.


И всё же, несмотря на результаты аудита, методика приведения рабочих мест к стандарту 5С на дороге недостаточно изучена. Конечно, на большинстве предприятий наведён элементарный порядок, но всё остановилось на втором шаге системы 5С – устранили лишнее, нашли всему своё место, и на этом работы закончили.


К реализации таких шагов, как содержание в чистоте, стандартизация и совершенствование, пока никто не приступал. И как показывает практика внедрения 5С, без этих этапов велика вероятность возврата рабочих мест к первоначальному виду.


Но всё же в ходе проверок отмечается и добросовестное исполнение рекомендаций по внедрению 5С. Так, в инженерном центре и скоростном отделе рабочие места приведены в полное соответствие с методикой 5С. Всё строго визуализировано, составлены стандарты рабочих мест, предотвращено возвращение к исходному состоянию.


Подводя итог, хочу сделать акцент на необходимости данной работы, а именно перевести работу по проведению аудитов системы 5С из разовой в постоянную. Например, при проведении осенних и весенних комиссионных проверок. Это позволит обеспечить работу системы постоянных улучшений рабочих мест и не позволит скатиться к исходному состоянию.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31