28 ноября 2020 02:08

28 ноября 2020 02:08

Защита от грозы

Малый технико-технологический совет Горьковской железной дороги, посвящённый совершенствованию подходов по действиям подразделений в грозовой период, состоялся 22 октября.

Проблема защиты оборудования и инфраструктуры от электрических разрядов касается напрямую многих дирекций и подразделений дороги. Одним из основных руководящих документов в системе ОАО «РЖД», регламентирующих комплексный подход к защите технических средств, является «Концепция комплексной защиты технических средств и объектов железнодорожной инфраструктуры от воздействия атмосферных и коммутационных перенапряжений и влияния тягового тока», действующая с января 2014 года. Этот документ рассматривает зарубежный опыт, наработки отечественных учёных и определяет основные принципы построения комплексной защиты от атмосферных и коммутационных разрядов.


Новый стандарт

Сегодня распоряжением заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Сергея Кобзева на рассмотрение железнодорожников вынесен новый национальный стандарт ГОСТ Р 58232-2018 «Объекты железнодорожной инфраструктуры. Комплексная защита от атмосферных и коммутационных перенапряжений».


В чём же его принципиальные отличия? Для защиты комплекса зданий и сооружений впервые определены максимальные расстояния между заземляющими устройствами и порядок прокладки кабелей между ними. Документ также регламентирует расстояние до заземляемого сооружения для высокоскоростных участков, что ранее не было определено. Кроме того, национальный стандарт определяет наличие нескольких «главных заземляющих шин» при вводе в здание проводящих коммуникаций. Также в документе чётко определено наличие внутренней непрерывной периметральной заземляющей шины. Новшества коснулись и заземления однофазных подстанций, питаемых по принципу два провода – рельс. Есть и другие изменения.


Против отказов и аварий

За восемь месяцев этого года от атмосферных и коммутационных перенапряжений допущено 34 выхода из строя устройств СЦБ. Это на четыре эпизода меньше, чем в прошлом году. В докладе начальника службы автоматики и телемеханики Константина Знаменского отмечено, что почти в два раза снизились отказы из-за гроз в Горьковской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.


Уменьшилось их количество и в границах Владимирской и Красноуфимской дистанций. Однако рост отказов был допущен в Мурашинской, Канашской и Ижевской ИЧ. Интересно, что в Красноуфимской ШЧ при 127 грозах допущен лишь один отказ технических средств, а в ШЧ Арзамас при 39 официально зарегистрированных грозах – восемь ОТС.


Служба автоматики и телемеханики проводит системную работу по модернизации схем защиты аппаратуры СЦБ. Элементы защиты от перенапряжений переносятся в кабельные ящики. Для безопасной надёжной работы оборудования монтируется дополнительное низковольтное заземление, выравнивается контур напряжения. Устаревшие приборы защиты планово заменяются на современные УЗП1-500 и УЗП1РУ-1000.


При расследовании отказов выявлены случаи, когда монтаж трансформаторных подстанций был выполнен с нарушениями требований стандарта и нулевой провод в системе был подключён непосредственно к корпусу шкафа напряжением до 1000 В, в результате чего создавалась цепь, объединяющая обратную тяговую сеть станции с заземлением поста ЭЦ через нулевой провод. В итоге при прохождении поездов напряжение между питающими проводами фидера ДПР и контуром поста МПЦ изменялось в широких пределах. А это могло привести к повреждению устройств СЦБ и даже к пожару. На основании проведённых проверок будет составлена программа по приведению КТП к требованиям нормативных документов. Особое внимание будет уделено разделению высоковольтных и низковольтных заземлений, оборудованию аппаратуры высоковольтными и низковольтными разрядниками.


Решения и предложения

Первый заместитель начальника службы автоматики и телемеханики Андрей Корепин рассказал об удачном опыте коллег с Забайкальской магистрали. Там начали применять длинноискровые разрядники и системы стабилизации ВЛ АБ по высокой стороне. Так, если в 2018 году при 14 грозах было допущено три случая выхода из строя аппаратуры ЖАТ, то в прошлом году после внедрения новых разрядников и систем стабилизации при прохождении 21 грозового фронта не было ни одного повреждения устройств автоматики и телемеханики. Этот проект будет проанализирован нашими специалистами, и, возможно, новая технология будет реализована на полигоне Горьковской дороги.

Нижегородский информационно-вычислительный центр совместно с центром диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры разрабатывают интерактивную карту-схему, на основе которой можно будет вести многолетний анализ всех инцидентов и повреждений, связанных с погодными условиями, по всем хозяйствам, с привязкой к территории и особенностям местности.


Главный инженер Горьковской железной дороги Андрей Ищенко отметил, что за все случаи повреждений устройств от грозы и перепадов напряжения должен отвечать и принимать меры по совершенствованию защиты балансодержатель. В то же время разработка технических мер по снижению рисков – общая задача руководителей инженерного блока всех причастных подразделений.

Олег Густов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30