29 ноября 2020 20:02

29 ноября 2020 20:02

фото: Алёна Зудина

Голос её учеников

Опытный педагог уверена, что не только передаёт знания, но и сама учится у молодёжи доброте, мудрости и терпимости

Осень всегда подкрадывается незаметно. Ещё вчера молодёжь беззаботно коротала время под солнцем у воды, а сегодня уже достаёт дождевики, отправляется в школы, техникумы, вузы. И жужжат, как улей, вдруг наполнившиеся учебные заведения. Улыбаясь, учителя скользят по узким коридорам среди толп учеников, готовые сию минуту начать педагогический процесс сотворения Человека.

Учить и учиться

Татьяна Михайловна Матосян каждый раз ждёт своих студентов с нетерпением. За 40 лет работы в Нижегородском техникуме железнодорожного транспорта (ныне филиал СамГУПС) она не только выпустила в большой мир десятки групп образованных девушек и молодых людей, но и сама, познавая глубины человеческой души, училась у них доброте, мудрости, терпимости. А ещё благодаря духу деятельной юности, который буквально пропитал стены учебного заведения, педагог поддерживает себя в тонусе и ведёт активный образ жизни.


– Уже десяток лет как я на пенсии, но продолжаю работать. Всё из-за молодёжи, стараюсь идти с ней в ногу, – уверена Татьяна Михайловна. – А сколько практических знаний я сама приобрела благодаря общению с «заочниками»! Вот он сидит передо мной и знает по своей должности всё как практик, но не может проанализировать какие-то данные, правильно зафиксировать что-то на бумаге. А я наоборот. Так и учим друг друга…


«Мы ищем судьбу в себе»

Нет никакой семейной истории. Обыкновенная девчонка из Ростовской области поехала поступать в институт и почему-то выбрала железнодорожный. Хороший студенческий городок, свой профилакторий, да и друзья-третьекурсники нахваливали кипучую студенческую жизнь со стройотрядами и практикой проводников. Выбор пал на факультет «Железнодорожно-строительные машины». Но на вступительных абитуриентка провалилась – тройка! Вряд ли баллов хватит для зачисления. И тогда Татьяна приняла решение возвращаться в родной посёлок, чтобы работать и через год снова попытать удачу. Она становится старшей пионервожатой и время от времени замещает учителей младших классов. Я уверена: это судьба привела её в школу. Но что такое судьба? Что есть для каждого из нас смысл жизни и как осознать своё призвание? Об этом хорошо сказал известный грузинский и российский педагог, доктор психологических наук Шалва Амонашвили в книге «О смысле жизни»: «…Мы ищем судьбу в себе, ищем смысл жизни в самом себе, а своя биография есть лучший источник поиска смысла жизни... Только надо очень дотошно восстанавливать всё: и узловые события, и «малозначимые» моменты, свои устремления, всё, что к вам приходило и отходило от вас, отношения с людьми – как вы относились к ним, и как они относились к вам. Все это надо осмыслить трезво, без всяких пристрастий. И, может быть, мы найдём то, что могли бы назвать смыслом своей жизни». Так или иначе, вызов в институт всё-таки Татьяне пришёл, но девушка не захотела бросать работу и своих школьников. Набиралась педагогического опыта, который случайно или нет, но пригодился ей в будущем. Только через год она вернулась в вуз, выбрав на этот раз перспективную специальность «Эксплуатация железных дорог». Несмотря на высокий конкурс, справилась очень успешно. Впереди вырисовывалось светлое будущее.


Первые лекции

Восьмидесятые: Олимпиада, Цой, начало перестройки. А на железных дорогах страны активно шла электрификация. В составе Министерства путей сообщения было воссоздано Главное техническое управление, которое обеспечивало реализацию новой программы реконструкции железнодорожного транспорта. Бурная жизнь текла и в профильных учебных заведениях. В такое время Татьяна Михайловна Матосян и начинала вести свои первые лекции в техникуме. Она вспоминает:


– Ехали-то мы с мужем в Горький по распределению на станцию Горький-Сортировочный. Я – инженером по охране труда, он – заместителем начальника станции по грузовой работе. А в итоге оказались преподавателями. Уже на месте нас уговорили выбрать образовательную сферу. Честно, начинать было страшно.


А то! Стоит вчерашняя студентка перед почти такими же одногодками-заочниками, смотрит, как тянут экзаменационные билеты, и сама тревожится: «Что же там попалось?» Только устроилась на работу, и сразу проводить консультацию по общему курсу железных дорог, принимать экзамен. А это, во-первых, сядь и просмотри учебники по предмету, во-вторых, первый педагогический опыт. После общего курса Татьяне Михайловне поручили вести ПТЭ, затем организацию движения на железнодорожном транспорте. Конечно, молодой преподавательнице приходилось непросто. К каждому занятию готовилась зачастую до глубокой ночи, изучая материал по нескольким учебникам и обращаясь за нужной информацией в отделение дороги. Освоиться помогал дружный коллектив. Встретили не просто хорошо, а как родную. Наставляли, поддерживали, учили: сколько минут потратить на опрос, сколько – на объяснение нового материала, какие термины выделить, на что обратить внимание студентов, как овладеть вниманием аудитории, и прочие и прочие нюансы. Председатель цикловой комиссии Анастасия Семёновна Чаицкая, заведующая отделением Людмила Михайловна Юданова, Нина Васильевна Репина… Эти имена навсегда остались в памяти. «Золотые учителя были», – тепло говорит о своих наставниках Татьяна Михайловна.


Бывшие студенты

«Истинные педагоги… растворяются в тысячах юношей и девушек, превращая их в личности, в людей высоких целей с сердцами Данко», – это мне приходит на ум цитата из книги ранее упомянутого Шалвы Амонашвили. Так ёмко описана суть не работы, но служения настоящих, подлинных учителей. И только голоса бывших учеников вернее всего могут раскрыть истину, оставило ли след в их сердцах время, проведённое за партой.


– Это было время становления личности, – вспоминает главный инженер станции Нижний Новгород-Сортировочный Роман Бунтилов. – Татьяна Михайловна стала для нас опорой, не только передавала знания по основному предмету, но и помогала в решении бытовых проблем, всегда выслушивала, относилась со вниманием ко всем. Мы до такой степени сроднились, что могли обратиться к нашему классному руководителю в любое время с любым вопросом. И сейчас поддерживаем связь. Я могу легко позвонить ей и спросить совета.


Первый заместитель начальника Горьковской дирекции управления движением Игорь Куликов тоже не скупится на добрые слова:

– Это ярчайший профессионал, вырастила столько достойных специалистов! Добрый, отзывчивый педагог, но при этом материал спрашивала как надо. Мои достижения в профессиональном плане – это её прямая заслуга. Стартовый потенциал, который Татьяна Михайловна заложила во мне, позволил добиться должности, которую я занимаю.


Многие её выпускники сегодня трудятся в управлении Горьковской железной дороги, в ДЦС, на станции Нижний Новгород-Сортировочный. А сколько из них поднялись по карьерной лестнице очень высоко! Начальник Горьковской дирекции управления движением Дмитрий Садовников, его первый заместитель Игорь Куликов, начальник грузового отдела службы движения Александр Луконин, начальник Диспетчерского центра управления перевозками Дмитрий Силантьев... «Куда ни приди, всюду мои бывшие студенты», – с материнской гордостью замечает педагог и радуется, что связующая ниточка не рвётся. Требуется ли организовать экскурсию на производство, провести открытый урок с участием руководителя железнодорожного предприятия, вчерашние выпускники с готовностью отзываются. И, знаете, не благодарность министра путей сообщения, не почётные грамоты начальника Горьковской железной дороги громче всего говорят о мастерстве учителя. А его ученики.

Алёна Зудина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31