29 ноября 2020 19:46

29 ноября 2020 19:46

фото: Семейный архив

Счёт продолжается

Дело чести – поддержать семейную традицию трудиться на совесть, отдавать железной дороге все свои знания и умения

Трудовой стаж железнодорожной династии Булычевых-Садовиных-Садриевых-Зиннатуллиных-Яковлевых-Журавлёвых – более 660 лет! Отсчёт ему она ведёт с 1900 года.

3-3.jpgОснователь династии – Иван Ефимович Булычев. О его жизни известно мало. Родился он в 1884 году. На станцию Ярцево Смоленской железной дороги устроился в 1900-м. Машинистом паровоза он проработал до 1932 года. Именно он пустил корни ветвистого генеалогического древа железнодорожной династии, посвятив дороге всю жизнь.


С магистралью связал свой путь и его сын – Евгений Иванович Булычев. Ветеран труда, участник трудового фронта, имея за плечами всего три класса образования, 36 лет отдал железной дороге. Так же, как и отец, он водил паровозы. В 1925 году у него родилась дочь – Маргарита. С 18 лет она начала работать на железной дороге, дослужившись до должности начальника станции Кварса. Кстати, её муж, Иван Иванович Садовин, тоже был начальником этой станции. Правда, когда его жена уже ушла на пенсию, в 1980 году. И проработал в этой должности до 1994 года.


Для знакомства с одним из представителей династии, Алексеем Ивановичем Садовиным, звоню ему на мобильный телефон. Эх, и нелегко было согласовать время разговора. Не раз он переносился с вечера на утро следующего дня. Машинисту электропоезда найти свободное время для интервью сложно. Поездки, обязательный отдых, а ещё и семье нужно уделить время.


Жили Садовины в деревне Кварса, что в Воткинском районе Удмуртской Республики. Одноимённая станция находится в южной части деревни. Строительство ширококолейной железной дороги началось здесь в 1914 году. Некоторые местные жители ещё тогда поступили на работу по обслуживанию железной дороги.

– Дом наш был недалеко от станции, – рассказывает Алексей Иванович Садовин. Правнук основателя династии пошёл по стопам деда и отца. Тоже стал машинистом. – Когда батя уже работал начальником станции, то я частенько «тягал» у него фуражку. Представлял, как сам буду такую носить, когда вырасту.


Многие детские воспоминания имеют свойство стираться. Не всё остаётся в памяти. Да и не все детские грёзы становятся реальностью. Но вот мечта Алексея Садовина работать на железной дороге не исчезла. А с каждым годом только росла и крепла. Закончив 10 классов, юноша поступил в Агрызское ПТУ на помощника машиниста.


– Бегали с пацанами к отцу на работу. Смотрели, как стрелки переводят. Как поезда прибывают. Особенно мне нравилось наблюдать за машинистами. Какими богатырями они мне казались. С крепкими, натруженными руками, суровым и немного усталым взглядом. Наверное, именно тогда я решил, что стану машинистом, – делится воспоминаниями мой собеседник.


«Выбрав однажды путь, не сворачивай!» – именно такого принципа придерживался Алексей Иванович всю жизнь. 41 год он проработал на железной дороге, в ТЧП-7, Ижевском цехе эксплуатации локомотивного депо Агрыз. Сейчас трудится в ТЧ-19 Ижевск моторвагонного депо Казань. Но даже когда вроде бы пришла пора уходить на пенсию, железнодорожник решил не покидать любимое место работы. А как уходить, когда кабина электровоза стала вторым домом? Когда сросся душой с локомотивом. Когда память возвращает к рельсовым нитям, уходящим за горизонт, сигналам светофоров, пролетающим на большой скорости… И маршрутам, которые знаешь наизусть. Алексей Иванович остался. Только вот с правого крыла кабины вернулся на левое, место помощника.


– Просто сидеть и ничего не делать? Не умею я так. Привык к движению. В таком ритме работал более 40 лет. Это ведь и поддержание тонуса. Всё так же чувствую себя молодым и крепким. И ещё есть силы! А отдых… И на него хватает времени. Люблю порыбачить. Это, наверно, самое любимое занятие. Тишина. Я, удочка, речка. И комары, – улыбается железнодорожник. – А ведь у нас ещё и огород есть.


3-2.jpgПерестраиваться на работу помощника было несложно, признаётся Алексей Иванович. Он с удовольствием делится своими знаниями и опытом с молодёжью. А те не отказываются. Наоборот, звонят, расспрашивают. Да и сам Алексей Садовин, несмотря на знатный багаж знаний, не перестаёт учиться. Например, когда парк предприятия пополняется новыми машинами. Локомотивная бригада обязана знать их устройство.


– Работаю в пассажирском движении на всех участках Ижевского территориального управления. Нижнекамск, Вятские Поляны, Казань, Красноуфимск, Янаул… А случаев в поездках было много, – отвечает на вопрос о памятных эпизодах своей работы мой собеседник. – Однажды мы ехали из Агрыза в сторону Сарапула. Смотрим, в полосе отвода какие-то «товарищи» распиливают полкилометровый запас рельсов. Видимо, решили сдать на металлолом. Ну мы и сообщили об этом.


Немало наград получил Алексей Иванович за годы своей работы. Благодарности, грамоты… А его рабочее время точно отмеряют наградные часы ОАО «РЖД». Их Алексею Садовину вручили в начале 2000-х. Такой же награды была удостоена и его жена – Галина Николаевна Садовина. На Горьковской железной дороге она проработала 36 лет. Трудилась в дирекции управления движением техником АСУ.


– Часы лежат дома. Зачем их носить? Хвастаться – не приучены. А женой горжусь! Мы с ней всю жизнь рядышком. Со школьной скамьи. Учились в одной школе. Она меня из армии ждала. Да и работали недалеко друг от друга, – с теплотой говорит железнодорожник.


По стопам родителей пошла и их старшая дочь – Евгения Алексеевна Зиннатуллина. Закончив в 2001 году МИИТ (тогда это был РГОТУПС), пришла на Горьковскую магистраль. Начинала свою трудовую деятельность с рядового экономиста и дошла до должности начальника сектора экономики. Нелегко дался такой карьерный рост. Всего достигла своим трудом и профессионализмом. Проработала в Горьковском филиале АО «ФПК» более восемнадцати лет. Сейчас Евгения Зиннатуллина трудится в Ижевской дистанции инфраструктуры. Она, как и её отец, не стала прерывать династию. На магистраль её тоже тянуло с самого детства. На каждые каникулы приезжала в гости к дедушке и бабушке. И так же, как когда-то отец, бегала на станцию встречать поезда.


– Когда растёшь в семье железнодорожников, то магистраль пронизывает тебя полностью. Тогда, ребёнком, я с интересом слушала рассказы старших о работе, – вспоминает Евгения Зиннатуллина. – Особенно много их было на День железнодорожника. Все родственники собирались в деревне. Мы и сейчас не нарушаем этой традиции.

Кстати, и своего мужа, Ильдара Зиннатуллина, Евгения Алексеевна встретила на работе, в 2001 году. А через четыре года они поженились.


– Он тоже закончил РГОТУПС. Грамотный специалист, профессионал в своем деле. Он работает технологом на вагонном участке Ижевск АО «ФПК» и имеет общий железнодорожный стаж более 25 лет. Кстати, и его родители, Валентина Васильевна и Дамир Хурматович, тоже железнодорожники с общим стажем на двоих более 60 лет, – рассказала Евгения Зиннатуллина.


Перечислять всех членов этой династии можно долго. Рискуя при этом кого-нибудь упустить. Поскольку число их превышает два десятка. И сегодня кто-то работает непосредственно на магистралях, кто-то – во вспомогательных подразделениях. А кто-то только готовится прийти на железную дорогу. Мария Филиппова, младшая внучка Маргариты Евгеньевны и Ивана Ивановича Садовиных, в следующем году оканчивает СамГУПС. Счёт продолжается.

Вера Гараева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30