28 октября 2020 02:50

28 октября 2020 02:50

Навсегда в нашей памяти

В день отправления «Легендарного Маресьева» в первый рейс корреспонденту «Волжской магистрали» очень повезло, поскольку гость презентации Анатолий Иванов – почётный железнодорожник, путеец и даже немного наш коллега (Анатолий Александрович публиковался в «Московском железнодорожнике»), – согласился на эксклюзивное интервью, рассказав о ранее неизвестных фактах из жизни Героя Советского Союза, лётчика Алексея Маресьева.
– Так случилось, что судьба занесла меня в «маресьевские» места. После окончания Петрозаводского железнодорожного техникума и ЛИИЖТа в 1980 году по службе я оказался в городе Бологое. Сначала в качестве начальника путевой машинной станции, а чуть позже – начальника Бологовской дистанции пути. И уже тогда слышал, что здесь в детском саду, рядом с нами, работает Ольга Михайловна Вихрова (в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого она была «девушкой Варей»), которая во время войны спасла лётчика Маресьева. Того самого, что был сбит немцами под Валдаем, недалеко от озера Шлино у деревни Плав. Выяснилось, что недалеко от нас, всего в 60 км от станции, находится то самое место, где в лесу был найден герой. И мы в дистанции поспешили организовать поездку по местам его боевой славы и даже отыскали людей, что тогда спасли его. Ими оказались Александр Вихров и Сергей Малин. Они и рассказали нам о событиях того дня – 4 апреля 1942 года. В книге и в фильме действия разворачиваются зимой, но в реальной жизни это была весна… Может быть, поэтому летчик и выжил. Чудом остался жив, питаясь ягодами и листьями брусники, которые время от времени находил в проталинах.  

Случилось так, что один из эвакуированных жителей соседней деревни, которую занимали немцы, решил посмотреть, не сожгли ли его дом оккупанты. Лесными тропами он с малолетним сыном перешёл линию фронта и тайно навестил свой дом. Возвращаясь обратно, он услышал стон и под елью увидел человека. Но подходить к нему не стал. А вдруг это притворившийся шпион? Военная обстановка не позволяла расслабляться. Человек пришёл к председателю колхоза Михаилу Вихрову (это был отец Ольги Михайловны) и рассказал: «То ли раненый лежит, то ли дезертир какой»… У Вихрова была запряжена лошадь, он собирался в лес за дровами. Дома был комиссованный с фронта сын Александр, сосед Сергей Малин тоже напросился в сани, втроём и поехали в лес. Под елью действительно лежал «худющий» летчик в комбинезоне. Председатель колхоза спросил:

– Ты русский?
– Русский я. Меня сбили на самолёте. Спасите…
– А ну брось пистолет…

Это уже проявил активность Сергей Малин. Маресьев знал, как знает любой, принимавший присягу, что по законам военного времени военнообязанный ни при каких обстоятельствах не имеет права выпускать оружие из рук. Но то была особая ситуация. Пожилой человек и два парня явно не походили на врагов… Все-таки Алексей отбросил пистолет и его погрузили на дровни. Привезли в  деревню, где его встретила Ольга Михайловна. Она натёрла его ноги гусиным жиром, стала отпаивать молоком. А на второй день истопили баню, где Алексея хорошенько отпарили, отмыли и переодели в чистое деревенское бельё. Через два дня за раненым лётчиком прилетел самолёт и его забрали. Далее была операция, ампутация ног и целый год восстановления. Конечно, была психолоигческая травма, депрессия, но в итоге Алексей Маресьев воспрял духом. Потихоньку заново стал учиться летать. И вскоре во всех медицинских справках ему написали: «К полётам годен». А на дворе был 1943-й, Курская битва. На земле – тысячи танков. А в небе, как тучи комаров, бьются порядка 500 самолётов. Жуткая бойня. Туда и приезжает молодой корреспондент из газеты «Красная звезда» Борис Полевой. Он узнаёт историю летающего без ног лётчика, но опубликовать её в силу обстоятельств не может: накануне Геббельс заявил, что ещё один удар – и Советы будут разгромлены, они посылают в бой уже стариков и инвалидов. Очерк отложили. Но после войны эта история под названием «Повесть о настоящем человеке» была опубликована в журнале «Октябрь» и в буквальном смысле произвела фурор.

А в апреле 1998 года в ЦДКЖ состоялась первая встреча Алексея Маресьева, тогда уже в качестве Первого заместителя Председателя Центрального совета ветеранов вооруженных сил России, с железнодорожниками. Собрались около 500 человек – ветераны, работники Московской железной дороги, студенты и учащиеся, приехал Министр путей сообщения РФ Николай Аксёненко. После было много других встреч. Маресьев выступал перед железнодорожниками вплоть до 2000 года. Это, пожалуй, уникальный  случай, когда лётчику было присвоено звание почётного железнодорожника. А что сегодня молодёжь знает о подвиге Маресьева? Нельзя быть Иванами, не помнящими родства… Моя мечта – вернуть в школьную программу книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Знают ли сейчас наши молодые ребята, например, что лейтенант Маресьев уже после возвращения в строй в одном из боёв на Курской дуге сбил за один день два самолета? Поэтому тот шаг к увековечиванию имени героя Алексея Маресьева, который сделали Федеральная пассажирская компания и Горьковская железная дорога, невозможно переоценить. Это благородное дело!
Записала Ольга Шаронова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30