14 августа 2020 19:37

14 августа 2020 19:37

Бессрочная командировка

Любовь к жизни не сломили ни смерть, ни голод, ни тяжкий труд

Каждый мирный день в юбилейный год Великой Победы мы должны вспоминать подвиг тех, кто отстоял Родину в кровавых битвах на фронтах Великой Отечественной войны. 10 июля 79 лет назад началась битва за Ленинград, продемонстрировавшая  всему миру мужество и стойкость защитников города. Важнейшую роль в судьбе жителей города сыграло железнодорожное сообщение и те, кто трудился на магистрали.

4-1.jpg«Есть ветераны войны, есть труженики тыла. С полным правом истинной труженицей войны можно назвать мою прабабушку Нину Владимировну Перевалову. Слушая истории из её военного прошлого меня всегда поражала несокрушимая сила воли той молодой девчонки, какой она была тогда. Моя прабабушка научила и меня ценить каждый прожитый миг. За свою жизнь она удостоилась множества медалей и звания Почётный работник Горьковской железной дороги. Наша семья гордится ею безмерно.


В далеком 43-м её, телеграфистку с железной дороги, направили в бессрочную командировку под блокадный Ленинград. Нине едва сравнялось девятнадцать, а работа предстояла тяжёлая, все силы были брошены на восстановление разбомбленного железнодорожного полотна. В то время в Кировской области было мобилизовано больше двух тысяч девушек в тыловые части Ленинградского и Волховского фронтов, женскую стрелковую добровольческую бригаду. Организации Красного Креста подготовили тысячи медсестер и сандружинниц.


– У меня была бронь, – вспоминает Нина Владимировна. – Таких как мы в армию не брали, но когда стало не хватать людей, меня откомандировали от военного учётного бюро в длительную командировку. Срок был не указан, только адрес – ВЭО-47.


Это военно-эксплуатационное отделение стояло под Ленинградом. Во время военных действий в первую очередь страдали железные дороги, ведь это были транспортные артерии. Военно-эксплуатационные отделения были созданы, чтобы идя за наступающим фронтом, восстанавливать разрушенные пути, доставлять по ним на передовую снаряды, военную технику, продовольствие. Сюда брали не только опытных, но и смелых людей, ибо работали подразделения на прифронтовых и фронтовых дорогах. Таким был и ВЭО-47.


– Привезли нас туда зимой, – рассказывает Нина Владимировна. – Мы должны были хоронить убитых. В полях было навалено мертвецов, снопов меньше. Они лежали в шубах, валенках, рукавицах. Городские девки-то бойкие, а я из деревни, я всего боялась. Весной с приходом тепла трупы быстро разлагались, появились заразные мухи. Они нас накусывали так, что ноги-руки пухли. Думала, так и останусь там навсегда. Но пережили как-то и это.


Беспрестанные артобстрелы и налёты вражеской авиации, кровь и пот, раненые и убитые перед глазами, – такими были трудовые фронтовые будни Нины Переваловой. Она работала не покладая рук, а где-то там, впереди, ждал своего рассветного часа прекрасный город, где «под вечер тихо плещет невская волна, Ленинград мой, милый брат мой, Родина моя». Кто знает, что эта трогательная, душевная песня родилась в тот же год в землянке около железнодорожной станции Мга? И сразу же стала сверхпопулярной!

Когда начались перебои с продовольствием, в столовых военно-эксплуатационного отделения неделями не было ни крошки хлеба. Решением стала организация подсобного хозяйства, сажали и растили свои овощи.


Ленинграду как воздух была нужна железнодорожная ветка. И её решено было провести прямо через Ладожское озеро. Техническое решение предусматривало комбинированную переправу. Лёд должен играть роль скрепляющего материала, поддерживая основные столбы с несущими горизонтальными балками. Но позже удалось отбить у немцев полоску земли, силы были направлены на строительство сухопутной ветки Шлиссельбург – Поляны, которую со временем назвали «Дорога победы». С возведением железной дороги к блокадному Ленинграду пришёл и первый состав с продовольствием.


– Дали по пять буханок, но предупредили – «не ешьте досыта, после голода можно и умереть». Мы не отходили от хлеба, – говорит Нина Владимировна.


«Не сломили нас смерть и блокада. И пройдёт, словно песенка, вновь по весенним садам Ленинграда нерушимая наша любовь!» …Уже после блокады, первым рейсом «Красной стрелы» Нина Перевалова въехала в спасённый Ленинград, город, который не сдался ни смерти, ни голоду, ни разрухе. А любовь свою встретила уже после войны, когда с фронта домой возвратился молодой солдат, который в кармане гимнастёрки хранил её фотокарточку. Впереди была целая жизнь».

Елизавета Чернядьева, дежурная по залу железнодорожного вокзала Киров