27 июля 2021 02:56

27 июля 2021 02:56

Право на профессию

Машинистам-мужчинам пора готовиться к совместной работе в одной бригаде с помощниками женского пола

Всего полгода остаётся до снятия действующего сегодня запрета на работу женщин машинистами и помощниками машинистов на железнодорожном транспорте.

1-3.jpgИгорь Елошников, заместитель начальника Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава по кадрам и социальным вопросам


С 1 января 2021 года, если рабочее место соответствует установленным санитарно-бытовым требованиям и не несёт угрозы для здоровья, женщины могут выбирать и эти профессии. Трудиться «новобранцам» на полигоне ГЖД предстоит в дирекциях тяги и моторвагонного подвижного состава. Всё ли готово к приёму новых сотрудниц в Горьковской ДМВ? Подробности – в нашем интервью.


– Игорь Олегович, о старте первого набора кандидаток на обучение по профессии помощник машиниста в ОАО «РЖД» было объявлено 11 июня. Были ли на Горьковской магистрали обращения в дирекцию по этому вопросу?


– Пока ещё нет, но мы к ним готовы. Подать заявку могут все желающие старше 18 лет, имеющие образование не ниже среднего, – это стандартные требования, которые в компании предъявляют при наборе на обучение. Первый этап, собеседование, будет проходить у нас, в кадровой службе ГДМВ. Каждая соискательница получит полный объём информации: о должностных обязанностях, графике и условиях работы, о карьерных перспективах.


Ещё одно обязательное условие – прохождение медицинского обследования и психофизиологического освидетельствования. Только после успешного завершения этих трёх этапов отбора, кандидаты получают направление на обучение. Готовить будущих помощниц машиниста будут в учебных центрах ОАО «РЖД» в трёх городах – в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. На время учёбы – это 24 недели – все женщины переедут в общежития при УЦПК и будут получать ежемесячную стипендию на уровне минимального размера оплаты труда.


– Профессиональная подготовка женщин будет иметь какие-то отличия, особенности?


– Известно, что создавать отдельные женские группы не планируется, девушки будут осваивать программу вместе с мужчинами. Программа обучения включает курс лекций и практических занятий. За шесть месяцев будущим помощникам машиниста предстоит изучить правила технической эксплуатации, основы охраны труда, устройство подвижного состава и отработать на тренажёрах процессы поиска и устранения возможных неисправностей. Причём обучение по этой профессии может стать стартом будущей успешной карьеры машиниста.


Мы ожидаем, что большинство соискательниц будет из числа уже работающих на железной дороге или тех, кто получал образование в отраслевых учебных заведениях. Именно такая картина сейчас складывается на других магистралях и в метрополитене. И это я считаю благоприятным фактором, ведь если решение о работе помощником машиниста принимает человек, знакомый с данной профессией не понаслышке, это означает, что анализ всех «за» и «против» уже точно был проведён.


– Определены ли уже направления, куда будут отправляться локомотивные бригады с женщинами в составе?


– Да, маршруты уже известны. Изначально планируем направлять их на короткие рейсы, чтобы смена длилась не более 10-12 часов и женщины имели возможность возвращаться домой, а не оставаться в домах отдыха локомотивных бригад. Ведь профессия помощника машиниста долгие годы была исключительно мужской, и должно пройти время для настройки отлаженного механизма принятия женщин в число моторвагонников. Речь идёт о подборе правильного режима работы, об учёте особенностей женской психологии при формировании состава локомотивной бригады, при составлении планов их личностного и профессионального развития. К тому же в оставшееся время надо подготовить и машинистов-мужчин к правильному восприятию появления рядом помощницы машиниста, провести необходимую работу по разъяснению особенностей поведения во время совместной работы с женщиной в кабине электропоезда.


Уверен, что все эти этапы будут успешно пройдены. Приглашаю соискательниц на собеседование!

Беседовала Елена Минина