25 июля 2021 18:30

25 июля 2021 18:30

фото: Ольга Шаронова

Работа в режиме «круглосуточно»

Начальник станции Наталья Оленёва из года в год добивается стабильно высоких показателей в работе

Каликино – небольшая станция в получасе езды от Нижнего Новгорода, где в деревенской тиши лишь на мгновенье останавливаются электрички, гремят грузовые составы и пролетают пассажирские поезда. Мало ли таких станций у нас на Горьковской магистрали? Но Каликино в своём роде уникальна.

Являясь опорной по местной работе, станция обслуживает маневровым тепловозом участок от Семёнова до Моховых Гор. В отдельные часы дистанционно управляет соседней станцией Линда. Прошлой осенью заслужила звание эталонной, а в апреле этого года впервые получила Паспорт доверия. Даже в период пандемии эксплуатационные показатели здесь в норме! Во многом это заслуга начальника станции Натальи Оленёвой, которая, отработав на железной дороге почти 30 лет, имеет в трудовой книжке всего лишь одно место работы – станция Каликино.


Судьбу решила встреча

В разговоре с Натальей Евгеньевной о её жизни и трудовом пути невольно вспоминается пословица «где родился, там и пригодился». Она родом из ближайшего к станции посёлка Шпалозавод. Здесь же отучилась в школе, где посещала кружок «Юный железнодорожник». Да так увлеклась, что в течение трёх лет каждое лето приезжала в Горький на производственную практику на детскую железную дорогу. Ребята из области жили в вагончиках, но это их не смущало – настолько им интересно было учиться здесь. После школы она отправилась в отдел кадров Горьковского отделения дороги за направлением в техникум. Но куда поступать, какое направление выбрать, не знала. Именно в этот момент, как это часто бывает, случилась судьбоносная встреча.


– В то время в отделе кадров работала Наталья Ивановна Садовникова, добрейшей души человек, – с теплом бывшего кадровика вспоминает наша героиня. – У неё был шквал звонков, масса рабочих вопросов, но, увидев меня, ещё совсем молоденькую, она отложила все дела и нашла время, чтобы помочь мне сделать правильный выбор. Именно благодаря ей я решила учиться по специальности «Эксплуатация железных дорог», о чём ни разу не пожалела.


К моменту окончания учёбы в техникуме освободилось место на её родной станции Каликино. В отделе кадров спросили: «Пойдешь?» И выпускница Оленёва согласилась. Отработала 20 лет дежурной по станции и вот уже 10 лет в должности руководителя.

– Я всю жизнь на одном месте, поэтому мне и рассказывать нечего, – из скромности говорит Наталья Евгеньевна.

Но мы, осматривая хозяйство станции, позволим себе с руководителем не согласиться. Есть о чём рассказать!


Станция высоких технологий

Сейчас Каликино – это ухоженная территория с красивым, точно теремок, кирпичным зданием вокзала. А каких-то полвека назад (она была построена в 1958 году) здание станции больше напоминало обычный деревенский дом. На стенде можно увидеть старые чёрно-белые фотографии из прошлой жизни. Здесь же, на стенде, и фото пульта управления дежурного, где лишь кнопки и лампочки. Наталья Оленёва тоже успела за ним поработать и спустя столько лет смотрит уже на него с улыбкой. На пульте не было видно, как движется поезд, как переводятся стрелки, как светофоры меняют сигналы. Другое дело – сейчас. В арсенале ДСП много современных программ. К примеру, ГИД «Урал» даёт возможность видеть на мониторе компьютера график движения поездов. Если поезд отстаёт от расписания, диспетчер сообщает дежурному по станции, что необходимо обеспечить особую бдительность локомотивных бригад, на поезда выдаются соответствующие предупреждения.


А в 2011 году станция была оборудована микропроцессорной централизацией и телеуправлением для станции Линда. Теперь дежурная по станции Каликино может дистанционно управлять работой соседней станции – принимать поезда, открывать сигналы, объявлять пассажирам о прибытии поездов, руководить движением маневрового тепловоза.


Грузовая работа – в приоритете

Для станции третьего класса объём погрузки в Каликино довольно серьёзный. В непосредственной близости находятся ключевые для этого сельского округа предприятия, а следовательно, основные грузоотправители для станции. Каликинский шпалопропиточный завод отгружает в среднем в месяц 120 вагонов с железобетонными шпалами. ОАО «Транслом» стабильно ведёт погрузку металлолома. Рельсосварочный поезд (РСП-17) сваривает из 25-метровых рельсов 800-метровые плети для бесстыкового пути и отгружает в Каликино длинномерные рельсы не только для Горьковской магистрали, но и для всех железных дорог России. По итогам первого квартала 2020 года погрузка к плану здесь составила 100,5%. В мае было отмечено снижение до 94%. В июне ожидается вновь выполнение погрузки к плану на 115–120%.

В Нижегородском центре организации работы железнодорожных станций считают, что в этом большая заслуга руководителя станции.


– Наталья Евгеньевна – добросовестный, последовательный руководитель, – говорит начальник Нижегородского ДЦС Алексей Чаусов. – Это работник, который не боится взять ответственность на себя. Она показала, что может оперативно действовать в критической ситуации. В этом году, когда была объявлена пандемия, в Каликино был выявлен случай заражения COVID-19, но руководителем своевременно были предприняты все необходимые меры, и дальнейшего заражения среди железнодорожников удалось избежать. К тому же начальника станции Каликино можно привести в пример по работе с грузоотправителями. Она смогла выстроить качественную систему планирования погрузки и выгрузки. У неё всегда выполняется план.


Залог успеха в развитии

И это действительно так. Станция является опорной по местной работе, поэтому планирование всего участка от Семёнова до Моховых Гор здесь идёт каждое утро! Рабочий день начальника станции начинается с шести утра и заканчивается после восьми часов вечера. Нередко необходимо выехать на станцию и ночью. Получается, работа начальника станции – это работа в круглосуточном режиме. На вопрос, как Наталья Евгеньевна (а она ведь не только руководитель, но и семейный человек – у неё муж и двое детей) живёт столько лет в таком ритме, руководитель ответила очень просто:


– По-моему, надо любить свою работу, свою профессию и свой коллектив – тогда любая работа будет по силам. А залог успеха, на мой взгляд, в стремлении расти профессионально. Не надо бояться меняться. Не надо держаться за старые неэффективные методы работы. Нужно быть открытым к переменам, иметь гибкое мышление. Нужно учиться, развиваться и действовать строго в рамках закона, инструкции. Смело осваивать новое.

Ольга Шаронова