23 июля 2021 23:07

23 июля 2021 23:07

Золотые паровозы

Параллельно со строительством железнодорожной линии велось строительство локомотивного депо. Оснащённость железнодорожного транспорта в первые десятилетия XX века была слабой. В тяге использовались маломощные паровозы серий Ч и ОВ. Грузовые вагоны были двухосными, грузоподъёмностью 18–20 тонн, с винтовой автосцепкой. Поезда формировались из 15–20 вагонов, весом до 400 тонн. Скорость движения составляла 20–25 км/ч.
На первых порах на поездах работали прикомандированные бригады – москвичи, казанцы, красногорцы (юдинцы). Своих локомотивных бригад в Агрызе не было.
Новое депо веерного типа – по тем временам передовое сооружение. Для исправного содержания паровозов созданы все условия: тепло, светло, оснащённые мастерские, удобные подсобные помещения.

В марте 1918 года началась Гражданская война, которая нанесла большой урон экономике. На 3 км ижевского направления скопилось целое кладбище битой железнодорожной техники, искорёженных паровозов и вагонов. Была организована сверхурочная работа по их восстановлению. Застрельщиками в ней стали производственные мастера С.Н. Николаев, И.М. Мещеряков, руководившие подъёмочным цехом, мастер котельного цеха М.М. Мальцев и многие другие. Порой работали сутками, не выходя из депо. Ценою огромных усилий, на голом энтузиазме, деповчане в сжатые сроки справились с восстановительным ремонтом подвижного состава.

Однажды на одной из станций близ Агрыза из-за поломки подвижного состава скопился груз – около 5 млн пудов хлеба. На исходе было и топливо. Сообщение об этом поступило уже под вечер, и за ночь бригада слесарей устранила поломку. Из населённых пунктов Юськи и Успьяна подвезли дрова. К утру эшелоны с хлебом были отправлены по назначению.

В 1924 году с разрухой было покончено. Начался подъём народного хозяйства, в том числе и железнодорожного транспорта. В Швеции было закуплено на золото 1000 паровозов, часть из которых поступила в Агрызское паровозное депо. Из Германии поступили паровозы КУ для пассажирского движения и ЭР – для грузового.

В том же году во Всесоюзном социалистическом соревновании Агрызское паровозное депо заняло первое место по Московско-Казанской железной дороге. Коллективу вручено переходящее Красное Знамя. В годы первой пятилетки в депо развернулось социалистическое соревнование. Победители были награждены орденами и медалями. Среди них был и машинист депо Митрофан Григорьевич Крылов. Орден Ленина и орден Трудового Красного Знамени ему в Москве вручал Михаил Иванович Калинин – председатель ЦИК. В 1932 году М.Г. Крылов становится Почётным героем социалистического строительства в Татарии, дважды избирался депутатом в Верховный Совет СССР.

В 1933 году машинисты депо И. Сорокин и Н. Баранов за победу в соцсоревновании удостоены звания «Лучший машинист Советского Союза». Кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Иван Петрович Сорокин за свой самоотверженный труд, трудолюбие награждён именными часами от НКПС.
В 1938 году на работу в Агрыз был направлен инженер-паровозник, специалист по котлонадзору Николай Николаевич Ягодин. Его сразу же назначают начальником паровозного депо. Благодаря принятым мерам, хорошо поставленной работе агрызские паровозы стали одними из лучших на дороге. Н.Н. Ягодин проработал в депо до 1940 года. Он смог решить проблему ремонта котлов. При нём успешно освоен научный, технологически правильный процесс промывки котлов.

Начали поступать новые мощные паровозы ФД и ИС. По объёму выполняемой работы депо стало одним из самых крупных на Казанской дороге. Значительный вклад в общее дело внесли машинисты – пятисотники. В их числе были братья Гусевы – Сергей Яковлевич и Иван Яковлевич. Они довели среднесуточный пробег паровозов до 500 км, своими силами устраняли неисправности, вели текущий ремонт паровозов.
Подготовила Марина Галкина