28 июля 2021 06:32

28 июля 2021 06:32

Мастерство и уникальные решения

В марте исполнилось 85 лет со дня создания оборотного паровозного депо Лянгасово

История локомотивного эксплуатационного депо Лянгасово началась в 30-е годы XX века, когда была построена  железнодорожная линия Поздино – Лянгасово, позволившая принимать поезда со стороны станции Зуевка на станцию Лянгасово в обход Вятки.

В закопчённом цехе

Тогда возникла необходимость создания ремонтной базы и оборота локомотивов, а также обеспечения нормальных условий отдыха для локомотивных бригад депо Зуевка. Было принято решение о строительстве на станции Лянгасово оборотного пункта для зуевских паровозов. Строительство велось в тяжелейших условиях. Депо возводилось на Марьинском болоте, которое гатили щебнем, шлаком и гравием. Зимой болото осушалось вымораживанием. В начале 30-х были построены здания депо и мастерских, поворотный треугольник, дом отдыха паровозных бригад и склад топлива. Согласно выписке из технического паспорта оборотного паровозного депо станции Лянгасово, в марте 1935 года оно было введено в эксплуатацию. В депо менялись поездные бригады, проходили технический осмотр, ремонт и экипировку паровозы из Кирова, Лянгасово, Зуевки, Мурашей, маневровые паровозы станции Лянгасово. Своих приписных паровозов и локомотивных бригад при оборотном депо не было. Здесь паровозы заправлялись углём, водой, песком. Локомотивные бригады чистили от шлака топки, брали сформированные на станции грузовые поезда.


Первым начальником оборотного депо Лянгасово стал Николай Кропотин. Пришедший ему на смену Борис Черноусов руководил предприятием в самые трудные военные и послевоенные годы. В войну начальник депо попал под поезд и потерял ногу, но продолжал трудиться, передвигаясь сначала на костылях, потом на протезе. В народе тогда говорили: «Депо без крыши, начальник без ноги». Интересно, что из-за нехватки средств в военное время депо было законсервировано. Помещения занял цех завода имени 1 Мая, в котором делали детали для фугасных бомб и снаряды для знаменитых «Катюш». После войны старый цех восстановили и стали использовать для технического осмотра и ремонта оборачивающихся и маневровых паровозов, работающих на станции Лянгасово. В конце 40-х в тёмном закопчённом цехе силами двух-трёх слесарей и локомотивных бригад, прикреплённых к паровозу, делался межпоездной ремонт. В 50-е годы начался период реконструкции. Был преобразован старый цех периодического ремонта, построены тепловозный и механический цеха.


Становление основного депо

Приказом начальника Горьковской железной дороги Владимира Трунова № 125Н от 16 апреля 1956 года локомотивное депо Лянгасово с 1 мая стало основным депо первого класса, было выведено из подчинения депо Киров с передачей 35 паровозов, локомотивных бригад грузового движения и организацией ремонта паровозов. Тогда приписной парк состоял из маневровых паровозов серии Эу, Эм, Эш и магистральных СО («Серго Орджоникидзе»). Безотказные неприхотливые локомотивы с мощным котлом, хорошим парообразованием, на тощем буром угле и на сырых дровах развивали скорость до 75 км/ч. Депо обслуживало участки Лянгасово – Свеча и Лянгасово – Котельнич 2, станцию Лянгасово. Первым начальником основного депо назначили Евгения Старожилова, заместителем по эксплуатации – Виктора Савельева. В сложный период становления основного депо они проводили всю организационную работу по эксплуатации и ремонту паровозов.


В конце 50-х на железной дороге вырос объём грузоперевозок. Тогда же встал вопрос об увеличении веса поезда, повышении мощности паровозов. Для этого в 1958–1959 годы паровозы СО стали переводить на мазут. Переход на жидкое топливо привёл к сокращению в локомотивных бригадах кочегаров. Увеличилась мощность паровозов, а вес поезда вырос до 3 тыс. тонн. Постепенно улучшалась ремонтная база, ручной труд сменялся механизированным. В депо был выстроен новый цех периодического ремонта для поступающих локомотивов. А в июле 1961 года в депо пришли первые тепловозы ТЭ3 № 2705 и № 1342. Начался период освоения вождения поездов тепловозами и ремонта нового вида локомотивов. Переход на тепловозную тягу возглавили начальник депо Михаил Клименко и его заместитель по эксплуатации Евгений Евстафьев. Переход проходил трудно и длительно. Не было опытных подготовленных кадров, станков и оборудования.


Новые задачи

Через два года в депо пришли электровозы Н-60 № 1229 и № 1230. Позднее этим электровозам был присвоен индекс ВЛ («Владимир Ленин»). К работе на электровозах локомотивные бригады готовились как в дортехшколе, так и в депо. Новые сложности легли на плечи уже другого руководителя депо, Виктора Волкова. Это был грамотный, волевой и инициативный начальник. Работа локомотивного депо в этот период была сложная: надо было содержать в исправном состоянии тепловозы, готовить их к передаче на другие дороги, осваивать и запускать в работу новые прибывающие электровозы и маневровые тепловозы. Но благодаря грамотному руководству коллектив депо с этими задачами справлялся успешно. О Викторе Волкове есть даже упоминание в поэме «История локомотивного депо Лянгасово от Кропотина до Филиппенко», написанной лянгасовскими железнодорожниками. Вот эти строки:


Наш Волков был хозяин,

Решителен и смел.

Депо из грязи в князи

Он выволочь хотел.

Ему фуражка впору,

Сумел изладить он

Дом отдыха, контору,

И пруд, и стадион.

При нём электровозы

В Балезино пришли,

Объёмы перевозок

В три раза возросли.


В сентябре 1964 года, после завершения электрификации на участках Лянгасово – Балезино и Лянгасово – Поздино, пошли поезда на электротяге, управляемые лянгасовскими локомотивными бригадами. С введением электрификации выросла скорость поездов, увеличился среднесуточный пробег локомотива, поднялась весовая норма поездов. В локомотивном депо Лянгасово по сравнению с 1961 годом объём перевозок увеличился в три раза.


«Канск»

В последующие годы локомотивное депо продолжает активно развиваться. Внедряются новые технологии по ремонту и обслуживанию электровозов, улучшаются условия работы и отдыха деповчан. Так, в 1980–1982 годы был построен ПТО. В нём производство технического ремонта ВЛ80С было организовано на ремонтных позициях эстакадного типа, что существенно улучшило организацию труда. Позднее для ремонта электровозов возвели новый цех «Канск». Это был уникальный цех, построенный по последнему слову науки и техники. С тремя поточными позициями, выполненными в виде эстакад, с палубными надстройками по образцу лучших зарубежных депо. Электровозы ВЛ80С ремонтировались на потоке, что позволяло только при дневном режиме работы пропускать через цех за месяц по 180 электровозов циклом ТР-1 и 8 единиц циклом ТР-2. Проектные решения «Канска» с его эстакадами и поточным методом ремонта были взяты за основу институтом «Трансэлектропроект» при проектировании типового электровозного депо. Познакомиться с достижениями лянгасовцев приезжали со всей страны.


В 1996 году из-за общего спада промышленного производства в стране сократился объём перевозок. Управление ГЖД приняло решение о ликвидации ремонтной базы электровозов ВЛ80С в депо Лянгасово и передаче их приписного парка в депо Горький-Сортировочный. А на базе «Канска» организовали текущий и средний ремонт путевой техники и автомотрис. Осенью 1998-го 392 работника локомотивного депо под расписку получили уведомление о возможном увольнении. Закрытие электровозного цеха превращало локомотивное депо Лянгасово во второклассное. Множество жителей железнодорожного посёлка могли стать безработными. Спасали уникальный цех общими усилиями. Деповчане, администрация посёлка и области, Кировское представительство дороги и профсоюз отстояли и «Канск», и всё депо.

Алёна Зудина