05 августа 2020 16:42

05 августа 2020 16:42

фото: Алексей Яшпертов

«Воды уж весной шумят...»

Рано пришедшее тепло не повлияло на качество подготовки к ледоходу

Полностью завершилась подготовка водоотводных сооружений к весеннему паводку на полигоне всех территориальных управлений Горьковской магистрали. О принятых на дороге мерах по защите от размыва железнодорожного полотна и объектов водоснабжения – в нашем интервью.

1-2.jpgАндрей Полотнов, начальник дистанции инженерных сооружений Горьковской ДИ


– Андрей Александрович, что сделано на дороге в рамках кампании по водоборьбе?


– Всё, что было запланировано, мы выполнили полностью. Очищены от снега и льда «больные» участки земляного полотна. Это значит, что в тех местах, которые более подвержены воздействию паводка, и на скально-обвальных участках железной дороги Урала водоотводы и откосы полностью очистили от снега. Таких участков на полигоне ГЖД 103. К весне были подготовлены опасные по размыву места. Очищено от снега и льда 2246 русел малых мостов и труб, вскрыто 1758,9 км кюветов и 2511,6 км канав, произведён осмотр всех плотин с верховой стороны, их 36 штук. Такие плотины расположены выше уровня железнодорожной линии и представляют опасность. В случае прорыва поток воды может выйти на пути. Поэтому весной мы обязательно осматриваем их вместе с балансодержателями и составляем акты. Отдельное внимание уделяем промеру русел, он ведётся на 28 мостах.


Также на полигоне дороги сформированы 34 противоразмывных поезда, вагоны которых загружены щебнем, пиломатериалами, круглым лесом, бутовым камнем, старогодными шпалами, рельсовыми пакетами. В случае чрезвычайной ситуации время поднятия такого поезда –
40 минут. Дополнительно сформированы 80 вагонов самосвального типа, так называемые думпкары. Они загружены щебнем и стоят на станциях Каликино, Канаш, Агрыз и Лянгасово.


– Вы сказали о подготовке опасных по размыву мест. Что они из себя представляют и как ведётся за ними контроль?


– Перечень особо опасных мест по пропуску ледохода и паводка включает 89 наименований. Например, на территории участков Петушки – Котельнич, Вязники – Денисово, 324 км железнодорожные пути лежат внизу, как бы в выемке. Естественно, весной сверху по откосам может сходить вода. Поэтому нагорные канавы мы вскрываем, очищаем от снега, на откосах делаем косые прорези, чтобы вода могла стекать не под прямым углом, что чреватым сильным размывом, а по косой. Так скорость движения потока значительно снижается. Все эти мероприятия мы провели.


– Ожидаете ли большого подъёма воды в реках? Будут ли трудности?


– В этом году паводок начался раньше на три недели. Уже почти везде сошёл лед, реки поднимаются, некоторые даже встали. А это значит, что уровень воды в них скоро будет спадать. Контроль над поднятием уровня рек мы установили с 10 марта. На полигоне дороги 28 водомерных постов, на которых установлены водомерные рейки с метровыми делениями. По каждому мосту индивидуально определён критический уровень подъёма, при котором мост может быть подвержен подмыву. Мы тщательно за этим следим, замер осуществляется утром и вечером. Сейчас подъём воды в реках на уровне ниже среднего. Даже с учётом, что земля подморожена и талая вода не впитывается, а скатывается по поверхности, большого паводка не предвидится. Так, например, относительно межени самый большой подъём на сегодня – это 1,03 м по реке Клязьма. Для сравнения, исторический максимум составляет 8,19 м.


– А когда традиционно начинается подготовка к паводку и чем завершается?


– Есть такая поговорка: готовь сани летом, а телегу зимой. Так и мы. Уже с осени силами дистанции инженерных сооружений готовятся к зиме водоотводные и водопропускные со-оружения. Мы очищаем отверстия труб, кюветы и канавы от порубочных остатков, ила, которые могут ухудшить прохождение весенней воды. На зиму все водоотводные трубы диаметром менее двух метров закрываем специальными щитами от наледи и снега. А в конце декабря дирекция получает приказ, подписанный начальником дороги, в котором указаны сроки подготовки водоотводных сооружений к паводку. Обычно мы открываем их до 20 марта В Горьковском, Муромском, Казанском территориальных управлениях и до 1 апреля в Ижевском и Кировском территориальных управлениях. Однако в этом году из-за ранней весны сроки сместились. Уже к 10 марта мы подготовили три южных региона дороги, а 20 марта все работы были завершены в Ижевском и Кировском.


Вообще, стоит отметить три блока мероприятий, связанных с паводком. Первые – это те, что дирекция проводит до его начала: формирование противоразмывных поездов, вскрытие водоотводных сооружений, осмотры. Второй блок включает мероприятия во время паводка. Это контроль, осмотры «больных» мест, ежедневный объезд, круглосуточное дежурство на постах наблюдения. После паводка вновь осматриваются все водоотводные сооружения, где-то вода может корягу принести, где-то образовалась заиленность. Вплоть до июля приводим в порядок наши объекты. Летом ремонтируем, а осенью всё повторяется.

Беседовала Алёна Зудина