08 августа 2020 08:53

08 августа 2020 08:53

Дорога вела к Победе

Организовать ударный труд и помочь выжить – такие важные задачи стояли в дни войны перед профсоюзом. Об этом – в очередной публикации цикла исторических материалов, посвящённых 115-летию Роспрофжел.
Трудной проверкой на прочность, на верность Родине стала для предприятий и коллективов железнодорожников Великая Отечественная война
Уже в сентябре 1941 года враг захватил западные районы Московской области. В этом регионе работали Горьковская и Казанская дороги, и они оказались прифронтовыми. Немцы перерезали большинство подходивших к Москве железнодорожных линий, и только четыре продолжали действовать. Две из них – на Владимир и Муром. По ним шла эвакуация предприятий и подвозили в Москву продовольствие, горючее, подкрепление для армии. От того, как работали магистрали, в 1941–1942 годах зависела судьба столицы. Для работы на прифронтовых линиях ушёл восстановительный поезд из Кирова. На узлах строились бронепоезда. Железнодорожники работали, перекрывая не только производственные нормы, но и мыслимые пределы возможностей человека. Только представим себе: молодые работники депо Горький-Московский без отдыха 36 часов ремонтировали в августе 1941 года один из паровозов, бригада кировского машиниста Головизнина 32 часа без подмены вела грузовой поезд.

Слесарь паровозного депо Сергач Иван Сигачёв полез чинить колосники в раскалённую топку локомотива, чтобы немедленно отправить его дальше с поездом, который вёз военный груз. Вот как описан его поступок в местной газете «Коллективный труд»: «Провалились колосники топки – весь задний ряд. Чтобы исправить этот дефект, нужно потушить топку, дать ей остыть. Только после этого обыкновенно приступали к постановке колосников. Не менее пяти часов требует эта работа. Но поезд не мог стоять столько времени… Так думал рабочий депо Иван Семёнович Сигачев. Он влез в топку по доске, отгрёб горящий уголь в сторону и поставил тяжёлые раскалённые колосники на место… Подвиг – имя такому поступку». Этот подвиг повторили на Казанской железной дороге чистильщик Овчинников и котельный мастер Обидин из депо Сергач, машинист депо Красноуфимск Орлов, машинист оборотного депо Казань Атабеков… Но не будем забывать суровость законов военного времени: ошибка или нарушение дисциплины в те дни могли реально стоить железнодорожнику свободы.

Казалось бы: да какая в тех условиях могла быть профсоюзная работа?.. Но она не просто велась! Роль профсоюза на железных дорогах в военные дни выросла. Он поднимал людей на труд. Месткомы на каждом предприятии завели книги производственных подарков Родине. И туда было что вносить. Имена профгрупоргов Анисимова и Шалимова появлялись регулярно на страницах такой книги в вагонном депо Горький. Они выполняли за месяц два – два с половиной производственных задания.

Профсоюзные организации создавали школы передового опыта. Для паровозников в те годы ориентиром было имя машиниста с Западно-Сибирской железной дороги Николая Лунина. Дефицит кадров в дни войны был на всех предприятиях. И надо было думать, как выполнять технологические операции малыми силами. Лунин предложил в техобслуживании паровоза обходиться без ремонтников. В поездке, как известно, бывает время, когда локомотив подолгу стоит в пункте оборота или просто перед светофором из-за неприёма. Вот эти минуты бригада Лунина и использовала, чтобы выполнять предписанный регламентом объём техобслуживания своими силами. Заезд в депо требовался, если так, только для текущего ремонта. А это означало, что на работников депо ложилось уже значительно меньше задач. Горьковские и казанские машинисты тоже учились работать по-лунински. На предприятиях начался сбор средств на постройку танков и самолётов, и в этом деле участвовал профсоюз. В 1942–1943 годах железнодорожники Горьковской магистрали передали в фонд обороны около 5,4 млн рублей – это были очень большие по тем временам деньги. А работники паровозного депо Алатырь в 1944 году решили собирать средства на самолёт для своего товарища – бывшего помощника машиниста Александра Кочетова: во время войны он стал лётчиком и получил звание Героя Советского Союза.

На Горьковскую дорогу пришло свыше пяти тысяч женщин. Они стали путевыми обходчиками, ремонтниками в депо, кондукторами, осмотр-щиками вагонов, начали работать в паровозных бригадах. Почти половина из них до войны были домохозяйками. Чтобы помочь им освоить железнодорожные профессии, получить навыки, необходимые для работы на транспорте, при профсоюзных комитетах были созданы женсоветы. Но ведь железнодорожницам в дни войны надо было, как и раньше, заботиться о доме, о детях. Поэтому

профсоюзные организации отправляли школьников в пионерские лагеря, стали создавать детские сады. Иногда на общественных началах, прямо на своих предприятиях.
Очень важно было, чтобы в сложнейших условиях железнодорожники хорошо питались. В 1943 году на Кировском узле стало расти число случаев дистрофии – и что такие люди могли наработать? Профсоюз повсеместно взялся за проверку работы столовых на производстве. Железнодорожники получили талоны на двухразовое горячее питание. Профсоюзные активисты выявляли злоупотребления, следили, чтобы талоны выдавали всем и правильно, чтобы рачительно хранились продукты, а еда была качественной и вкусной. Дорпрофсож наладил производство белковых дрожжей, обеспечивал рабочих витаминными напитками. Иногда что-то упиралось в нерадивость руководителей. И профсоюзные активисты готовы были идти до конца: председатель месткома ПЧ-2 Бакаев судился с начальником дистанции и добился, чтобы электросварщики получили положенное им бесплатное молоко. Об этом профсоюзном работнике нам известно, что за время войны он 22 раза сдал кровь для раненых бойцов.

А ещё профсоюз проводил ёлки для детей. Кто-то скажет: не лишнее ли это, если идёт война? Но можно ли жить без радостей? Профсоюзный Дед Мороз собрал подарки осиротевшим детям: валенки, шарфы, шапки. Может быть, кого-то это спасло от холода. Новый 1944 год профсоюз Горьковской дороги встретил 24 ёлками.
Говорится о том, что война шла ради будущего страны. И этим будущим были дети, которые в самые тяжёлые дни знали, что их поддержат взрослые – те, кто работает рядом с их родителями.
Николай Морохин