08 августа 2020 09:03

08 августа 2020 09:03

фото: личный архив

«Мы работаем на улыбке»

Проводница Нелли Деулина на своём месте: она любит свой поезд, общение и романтику дорог

В красном берете, в строгом костюме, с улыбкой. Этот образ знаком каждому пассажиру. Но, несмотря на видимую лёгкость, работа проводника не каждому по плечу. Проводя по нескольку ночей без сна, они стараются всё же всегда быть в форме – встречают пассажиров, создают комфорт, поддерживают чистоту и порядок в вагонах, готовят чай и даже варят зерновой кофе. И подчас своим вниманием, доброжелательностью доказывают: не место красит человека, а человек – место. Наша героиня, штабной проводник четвёртого разряда Нелли Деулина, – из их числа.

Обаятельная, энергичная женщина, которая к каждому человеку может найти свой подход. За восемь лет у неё нет ни одного замечания. На дорогу её привела сложная жизненная ситуация, но она рада, что всё сложилось именно так. Теперь, будучи проводником поезда Нижний Новгород – Адлер, она часто видит море, солнце, и коллеги подтвердят, что и сама Нелли излучает тепло!


Природа севера греет душу

У неё масса грамот – за участие в спортивных соревнованиях, в которых она защищает честь Федеральной пассажирской компании (ФПК). Узнав о спортивных интересах нашей героини, мы сразу начали разговор с её достижений. Оказалось, в юности в городе Оленегорске Мурманской области, где она родилась, Нелли серьёзно занималась настольным теннисом. Прошли годы. Жизнь подчинилась стуку колёс. Казалось бы больше не представится случай взять в руки ракетку. Но вот однажды в резерве проводников инструктор её случайно спросила: «Нелли, а ты у нас в теннис играешь?» И услышав в ответ решительное «да», сказала: «Всё, завтра едешь на спартакиаду в Казань».


– Я как на олимпиаде побывала! – с радостью вспоминает она. – Мы приехали туда сразу после универсиады. Жили в Олимпийской деревне, отдыхали, соревновались, общались. Это было незабываемо!

Тогда, в 2016 году, её команда заняла первое место в ФПК по Приволжскому федеральному округу. Но каково было удивление коллег, когда Нелли согласилась принять участие в состязаниях по женскому армрестлингу и буквально одной левой «уложила» всех соперниц без каких-либо тренировок и тактик.


За восемь лет, что она на дороге, направлений у неё было не так уж и много: Санкт-Петербург, Казань и вот теперь Адлер. Но самый памятный и любимый был первый, на север, на Воркуту.


– Знаете, с 89-м поездом у меня связаны самые лучшие воспоминания, – признаётся она. – Запомнилась топка: от Кирова до Воркуты ездили исключительно «на лопате». Это у нас сленг такой, иначе говоря – на угле. А остальное... Северная природа. Тундра. Белые бескрайние снега. Олени, которые целыми табунами, порой по две тысячи голов, переходили через пути. Приходилось вставать, ждать. Но это зрелище завораживало. Суровый, по-своему красивый, родной мне край.


Дорога затянула

Пойти в проводники её заставила жизненная ситуация. Пошатнулся семейный бизнес. Нужна была стабильность и уверенность в завтрашнем дне. И Нелли Деулина оказалась на железной дороге.


– Лучше работы я так и не нашла. Но её надо полюбить. Если человек не любит стук колёс, ему чужда романтика дорог и в тягость общение, конечно, будет трудно. А я уже через две недели отпуска снова хочу в рейс. Железная дорога меня затянула.


При этом Нелли не отрицает – работа тяжёлая, не каждый осилит. Тем более, если едешь в «одно лицо», без сна несколько ночей подряд.


– Мне нравится мой график, я знаю, когда буду работать, а когда – отдыхать. Нравится и оплата труда – в горячую летнюю пору можно заработать по 50–60 тысяч, что, считаю, вполне достойно. А потом я езжу на своём любимом 87-м! Вы только посмотрите, какая это красота! – говорит она, открывая свой канал в «Инстаграме».

А там непривычные нашему глазу яркие южные фото из последней поездки: куст мимозы на столике в купе, солнце, а за окном – бескрайнее синее Чёрное море. У нас ещё зима, а она вернулась из лета. Есть чему позавидовать!


Надо ехать и радоваться

Она повидала самых разных пассажиров и говорит, что её любимые – солдаты и дети. И те и другие неприхотливы в дороге, всегда всем довольны. Она работает без нареканий, поэтому её ставят исключительно на купейные вагоны. Но с удовольствием бы поездила и в плацкарте.


– Там самый простой народ, там легче работать, общаться, – неожиданно говорит она. – В купе сложнее. Здесь люди требовательнее и строже. Но мы работаем на улыбке. А улыбка, как известно, открывает любые двери.


Наша проводница сама признаёт, что за долгие годы работы научилась находить общий язык со всеми. Хотя некоторые пассажиры, настроенные особо критично, у неё вызывают искреннее недоумение. На её взгляд, в нынешних условиях, которые им предлагает железная дорога, надо ехать и радоваться. Вагонное хозяйство на Горьковской магистрали наиболее обновлённое на всей сети российских железных дорог. В вагонах – климат-контроль, микроволновки, холодильники и даже душевые кабины. Всегда горячий чай и зерновой кофе из кофе-машины. А в ноябре прошлого года в поезде, с которым ездит наш проводник, появилась детская библиотека, где есть не только новые книжки на любой вкус, но и шахматы, шашки. Причём взять их можно совершенно бесплатно. В короткие промежутки времени, что Нелли бывает дома (а это обычно четыре дня), она успевает отвести душу на кухне, ведь по первому образованию она кулинар! О её волшебной выпечке в резерве проводников знают не понаслышке. Она искренне любит своих коллег, начальника своего поезда Диану Куклину, с которой работает много лет вместе. Поэтому на вопрос, какие у неё планы на будущее, наша героиня, почти не задумываясь, ответила: «Да, я выработала льготный стаж, но буду работать дальше, мне нравится моя форма, мой поезд, мой коллектив»!

Ольга Шаронова