26 июля 2021 15:50

26 июля 2021 15:50

фото: Валерий Кузнецов

Проверка по расписанию

Работа по профилактике безопасности движения на железной дороге ведётся эффективно

Обеспечение функциональной безопасности и надёжности перевозочного процесса обсудили на технико-технологическом совете, который прошёл 20 февраля. О важности заглавной темы свидетельствовало и количество спикеров. И всё же из двух десятков заявленных докладчиков выступить удалось не всем.

По традиции техсовет начался с награждения. Начальник департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов, который принял участие в заседании, вручил награды работникам Горьковской магистрали за безупречный труд на железнодорожном транспорте. А из рук начальника Горьковской железной дороги руководители предприятий, участвующих в проекте «Корпоративная сертификация», получили сертификаты соответствия системе менеджмента безопасности движения.


Цифры и факты

В прошедшем году предприятиям, работающим на полигоне ГЖД, удалось снизить количество случаев нарушения безопасности движения на 11%. Железная дорога и большинство региональных дирекций и служб поставленную задачу выполнили. Показатель функциональной безопасности движения, который был установлен ОАО «РЖД», за некоторым исключением, достигнут. А к уровню 2018 года улучшен на 7,8%. Горьковская дорога по итогам 2019 года занимает четвёртое место в рейтинге. Выступавший с аналитическим докладом главный ревизор по безопасности движения поездов ГЖД Андрей Дробинин выразил удовлетворение таким результатом. Но при этом сообщил, что разбор событий показывает направления, в которых необходимо активнее проводить профилактическую работу.


Вопрос технологической безопасности железнодорожного транспорта – один из важных. Здесь речь идёт о нарушениях, которые приводят к возникновению аварийной ситуации с материальным ущербом или с жертвами.

Что делать?

Конкретные меры по повышению уровня безопасности движения поездов и снижению рисков звучали в каждом из докладов. О сокращении рисков возникновения столкновений или самопроизвольного движения локомотивов на путях депо рассказал начальник Горьковской дирекции тяги Владислав Корочкин. В дирекции принято решение о разработке компьютерной программы для дежурных по депо, которая позволила бы визуально контролировать закрепление локомотивов и их дислокацию на путях депо. По разработанной концепции программа в автоматизированном режиме принимает данные из АСУТ-Т о фактической дислокации локомотивов и анализирует их перемещение на тракционных путях. В свою очередь, дежурный по депо контролирует через интерфейс программы количество и расположение локомотивов на путях депо, а по информации от локомотивных бригад проставляет признак закрепления локомотивов.


Интерфейс программы максимально простой, без лишних панелей и меню. Разделён на две части: табличный вывод информации о локомотивах, которые поступили на пути депо, пройдя датчики, и экран, где отображена схема путей и локомотивов, которые на них закреплены. В табличном экране есть цветовая индикация. 40 минут – это время сдачи локомотива. После часовой стоянки он начинает отображаться на экране красным цветом. Жёлтый цвет – тревожная зона: дежурный по депо должен самостоятельно принимать меры для закрепления. Зелёный цвет обозначает закрепление локомотива. Так же устроена и обратная модель. После того как локомотив был раскреплён, он становится бесцветным, и даётся час на выход из депо.


Этот минимальный функционал позволит не только контролировать закрепление локомотивов, но и проверять время выполнения бригадами норм подготовительно-заключительного времени. Как только бригада доложила о том, что она закрепила локомотив на пути башмаком или прицепила к уже стоявшим локомотивам, дежурный по депо просто выбирает курсором мышки нужный путь. Сразу после этого в появившемся окне надо выбрать локомотив, потом тормозной башмак или признак прицепки локомотива.

На данный момент в дирекции ведётся разработка «электронных» тормозных башмаков, которые планируется привязать к программе для исключения человеческого фактора.


Нужен план

Стоит отметить важную деталь прошедшего техсовета – большая часть докладов на мероприятии несла конкретные предложения для стратегии гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса. Интересные наблюдения и конкретные предложения сменялись отчётами, которые ничего нового в решении обозначенной проблемы не несли. А ведь предложения, вынесенные на техсовет, должны нацеливать на внедрение современных технологий безопасности и совершенствование работы. К примеру, некоторое сомнение вызвали предложения по повышению уровня культуры безопасности среди руководителей среднего звена службы пути с небольшим стажем работы в должности. Заместитель начальника департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Сергей Антонов отметил, что хотел бы в докладах слышать о более совершенных технологиях, методах повышения компетенций и навыков. Несомненно, многое зависит от командиров среднего звена. Но именно руководители коллектива создают атмосферу на предприятии, высказал мнение Сергей Антонов.


Своё предложение для реализации одного из главных принципов системы менедж-мента безопасности движения – «предвидеть и предупреждать» – высказал начальник отдела корпоративного управления и реализации стратегии Сергей Жабченко. Определить проблемные места помогают контрольные мероприятия. Но порой их избыточное количество даёт обратный результат. Сокращение таких мероприятий, исключение дублирующих и их регулирование положительно скажется на эффективности перевозочного процесса.


– В целом с 2016 года количество мероприятий по контролю на дороге снижается. За три года число проверок сократилось на 15%. Предлагаю установить порядок, при котором руководители региональных дирекций, подразделений РЦКУ ежегодно, в декабре, предшествующем году проведения контрольных мероприятий, должны направлять НЗЭФ-1 и НЗ-РБ проекты годовых планов их проведения, – сообщил Сергей Жабченко.

– Хорошее предложение. Берите за основу и дорабатывайте, – одобрил начальник дороги.

В ходе техсовета звучали предложения, направленные на совершенствование системы безопасности и обеспечение надёжности перевозочного процесса. Все они найдут отражение в итоговом протоколе мероприятия.


3.jpgСергей Антонов, заместитель начальника Департамента безопасности движения ОАО «РЖД»:

– Мы плодотворно поработали. Подвели итоги прошедшего года, обозначили ориентиры на 2020-й. В своём выступлении я рассказал о стратегии развития долгосрочной программы холдинга до 2025 года. Она предусматривает формирование двенадцати направлений национальных проектов, нацеленных на достижение уровня безопасности движения, соответствующего статусу холдинга. Сообщил о важнейших элементах системы менеджмента безопасности.


Я увидел полное понимание целей и задач, которые поставлены руководством компании. Главное – работать на предупреждение, а не по уже случившимся нарушениям.

Кроме того, хотелось бы отметить выставку, которая была нам показана в начале технико-технологического совета. Она произвела серьёзное впечатление. Было очень интересно посмотреть на достижения Горьковской магистрали, внедряемую и используемую на дороге современную технику, прогрессивные технологии. Это отличная традиция – не на всех дорогах она поддерживается. Важно, чтобы проекты, которые нам показали и которые планируется реализовать, приносили реальную пользу в вопросах безопасности движения поездов.


2.jpgСергей Саратов, начальник департамента управления персоналом ОАО «РЖД»:

– Я с большим удовольствием принял приглашение начальника Горьковской железной дороги Анатолия Лесуна принять участие в техсовете. Сейчас компания реализует множество проектов по всем направлениям и вырабатывает новые технические и технологические решения. Создаются новые методики, которых совсем недавно мы даже не могли себе представить. Сейчас, к примеру, создан департамент квантовых коммуникаций. Нам доверено право создать новый вид связи в стране.


Мы сформировали инжиниринговый центр железнодорожного транспорта, перед которым стоит задача построить новый современный высокоскоростной подвижной состав российского производства с конструкторской документацией, принадлежащей холдингу. Главное на сегодняшний момент – сформировать штат высококвалифицированных инженеров и специалистов. Они займутся проектированием и производством инновационного железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры в России, на котором мы будем ездить в недалёком будущем по высокоскоростным магистралям.

В компании появляется много цифровых разработок, которые направлены на обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте.

Вера Гараева