26 июля 2021 01:42

26 июля 2021 01:42

Станция перевооружается

3.jpgСергей Галка, главный инженер службы автоматики и телемеханики Горьковской дирекции инфраструктуры:


– В настоящее время в службе автоматики и телемеханики ГЖД рассматривается проект по переустройству электрической централизации станции Казань на микропроцессорную систему электрической централизации российского производства МПЦ-ЭЛ. Она будет оснащена комплексом по повышению уровня киберзащищённости КСПК-ЭЛ. Начало технического перевооружения запланировано на 2020 год и должно продлиться два года. На эти цели в дирекции будет выделено около 900 млн руб.

Эта станция является первой на Горьковской железной дороге, где будет применено полностью российское оборудование и программное обеспечение.


Станция Казань находится на участке Юдино – Казань – Дербышки Южного хода Вековка – Дружинино Горьковской железной дороги и в настоящее время оборудована устройствами электрической централизации стрелок и сигналов, которые эксплуатируются с 1972 года и выполнены по типовому альбому ТР-66 с маршрутным управлением.


МПЦ-ЭЛ предназначена для дистанционного управления стрелками, сигналами, переездной сигнализацией и другими устройствами на станциях и прилегающих к ним перегонах и, в сравнении с централизацией стрелок и сигналов релейного типа, имеет ряд преимуществ. Перечислю некоторые из них. Во-первых, она обеспечивает более высокий уровень надёжности за счёт дублирования основных узлов, в том числе центрального процессора. Благодаря непрерывному обмену информацией между управляющим процессором и объектами управления и контроля – стрелки, светофоры, переезды – гарантирована большая степень обеспечения безопасности движения поездов.


Кроме того, техническое переустройство станции даст расширенный набор технологических функций, включая замыкание маршрута без открытия светофора, блокировку стрелок в требуемом положении, блокировку запрещающих показаний на светофорах, блокировку изолированных секций для исключения задания маршрута и другие. Обновление устройств ЭЦ обеспечит повышенную информативность для эксплуатационного и технического персонала о состоянии устройств СЦБ на станции с возможностью передачи сведений в смежные информационные системы.


Среди преимуществ также и меньшая энергоёмкость, непрерывное архивирование действий эксплуатационного персонала по управлению объектами СЦБ и всей поездной ситуации на станции с возможностью последующего анализа ситуаций.


Нельзя забывать и том, что в МПЦ-ЭЛ имеется встроенный диагностический контроль состояния аппаратных средств централизации и объектов управления и контроля. Электронная аппаратура МПЦ-ЭЛ относится к восстанавливаемым изделиям, эксплуатируемым до предельного состояния. Для обеспечения заданного уровня надёжности предусматривается резервирование основных узлов системы. Программное обеспечение МПЦ-ЭЛ защищено от несанкционированного доступа.


Данные в устройствах системы защищены от разрушений и искажений при отказах и сбоях электропитания. При длительном отключении электропитания данные в устройствах системы сохраняются и после его включения восстанавливаются.


Система оснащена программно-аппаратным комплексом обеспечения кибербезопасности, включающим в себя устройство анализа сетевого трафика системы МПЦ-ЭЛ и устройство кибербезопасного мониторинга. Сенсор обеспечивает анализ и безопасность сетевого трафика локальной сети АРМ МПЦ-ЭЛ, обнаружение, идентификацию инцидентов нарушения и информирование ответственного персонала. УКБМ применяется для мониторинга состояния станции, АРМ, а также получения протоколирующих записей, исключая при этом возможность внешнего воздействия на управление объектами МПЦ-ЭЛ.