26 июля 2021 06:53

26 июля 2021 06:53

фото: Алёна Зудина

Человек, которому доверяют

Профессионализм, опытность и острый ум позволяют творчески подходить к задачам

Идеи приходят во сне. В этом абсолютно уверен известный на своём предприятии рационализатор, электрогазосварщик восстановительного поезда станции Нижний Новгород-Сортировочный Виктор Горелов.
Я с некоторым недоверием смотрю в смеющиеся голубые глаза железнодорожника. «Гусиные лапки» в уголках глаз с головой выдают в нём человека, привыкшего к ежеминутным шуткам и улыбке. Но Виктор Александрович после короткой паузы, потраченной нами на считывание эмоций друг друга, объясняет сказанное вполне серьёзно:


– Я просыпаюсь очень рано, не спится. Обычно встану часов в пять, а в голове начинает крутить, идёт анализ прошедшего дня, выполненной работы. Так и рождаются умные мысли. Я не зря сказал, что идеи приходят во сне. Пока спишь, мозг обрабатывает полученную за день информацию.


Обыкновенно так и получается у Виктора Горелова вносить рационализаторские предложения: с утра придумал, а уже к вечеру очередное приспособление почти готово. Конечно, новое изделие ещё ждут многочисленные проверки, испытания, однако от задумки до практической реализации проходит немного времени. Такой прыти стоит поучиться! И через цепкий ум, грамотные наставления Виктора Александровича прошёл уже не один молодой, неопытный работник. Быть наставником рационализатору даже нравится:


– С молодыми бывает сложно, но, проводя время с ними, и сам начинаешь чувствовать себя молодым.


3-2.jpgС железной дорогой судьба связала Виктора Горелова крепко. А привела его сюда супруга, Софья Горелова, которая отдала родной магистрали больше 30 лет. Сам Виктор Александрович сначала трудился на заводе крупнопанельного домостроения Строительно-монтажного треста № 4 Горьковской железной дороги. В тяжёлые 90-е годы ему посчастливилось попасть в ряды работников восстановительного поезда. И вот уже 20 лет он достойно исполняет свои обязанности на благо РЖД.
Работа на восстановительном поезде, как известно, одна из самых травмо-опасных. Электрогазосварщику на авариях приходится резать рельсы и вагоны. Важно действовать чётко и быстро. А ещё нужно уметь просчитывать свои действия наперёд и предвидеть все возможные варианты развития событий.


– В первую очередь от нас требуется безоговорочное соблюдение техники безопасности, – подтверждает Виктор Горелов. – И, конечно, всегда нужен анализ конкретной ситуации. Где-то необходимо краном подстраховать, ведь повреждённый рельс может так «выстрелить», что жизнь будет под угрозой…


Неудивительно, что рационализаторская деятельность процветает в таких экстремальных условиях. При аварийно-восстановительных работах каждая деталь имеет весомое значение. Чем лучше будет продуман план ликвидации, чем надёжнее средства и техника, тем быстрее получится восстановить движение поездов.


– А в каждой конкретной ситуации ещё и свои нюансы, – отмечает Виктор Горелов. – Вот и придумываем разные улучшенные приспособления под каждый тип вагонов, чем их можно быстро и безопасно зацепить, приподнять, оттащить.


3-3.jpgТак, например, появилось устройство для фиксации тележки ВЛ80, откидные рамы для транспортировки опорных тумб крана «Сокол», приспособление для переноски баллонов с пропаном для резки металла, свой модерон, чтобы подвозить по рельсам тяжёлый груз. Также Виктор Горелов был одним из тех, кто придумал и изготовил приспособление для подвешивания тележки ЧМЭ-3. Это необходимо при ликвидации схода тепловоза с применением крановой и гидравлической техники. Одно из его последних изобретений – «ухват», прозванный так среди работников. Это устройство позволяет безопасно собирать разрушенные вагонные тележки. В процессе сборки при ликвидации схода возникает необходимость устанавливать рессорное подвешивание – пружины на опорную плиту боковины тележки вагона. Раньше эти пружины устанавливались работниками вручную. А это и долго, и травмоопасно. Новое приспособление для фиксации пружины облегчает работу сборщика, при этом исключается риск травмирования. Теперь время на сборку ходовой части уходит заметно меньше.


– Конечно, больше всего меня волновала безопасность, потому что бывало и руки зажимало. А мастерить было несложно: сам захват сварил из металла, поставил деревянную рукоятку. Вот и всё!


За свою рационализаторскую деятельность Горелов имеет много поощрений. Его заслуги признаны, почётная грамота начальника дороги говорит о многом. Вот и руководитель восстановительного поезда станции Нижний Новгород-Сортировочный Олег Карманов характеризует рационализатора исключительно с положительной стороны:


– Виктор Александрович является специалистом высокого уровня. Профессионал, который неоднократно принимал участие в ликвидации последствий сходов подвижного состава с развалом и разливом опасных грузов при неблагоприятных погодных условиях и пожарах. Как наставник успешно передаёт свой опыт. Словом, это человек, которому доверяется самая сложная и ответственная работа.
Алёна Зудина