30 марта 2020 10:32

30 марта 2020 10:32

фото: Ольга Шаронова

Дорога до сих пор мне снится

Моделистов, подобных железнодорожнику Алексею Березину, – единицы, ему делают заказы не только частные коллекционеры, но и государственные предприятия

Алексей Березин – помощник машиниста на пенсии. Он ни дня не работал машинистом – так сложилось, хотя трудно даже среди нынешних «матёрых» локомотивщиков найти специалиста такого класса, который бы так же хорошо знал устройство электровоза. В том числе и в миниатюре.

3-3.jpgОтработал 36 лет на дороге. Половину этого времени провёл в поездах. Но об отдыхе не мечтал, всё свободное время посвящал опять-таки железной дороге – делал модели вагончиков, электровозов и целых поездов. Так незаметно увлечение переросло в интересное ремесло. Сегодня он – один из немногих моделистов (а сейчас благодаря Интернету они могут общаться и хорошо знают друг друга), кто с документальной точностью делает миниатюрные модели в масштабе 1:87 и заправляет их электрической «начинкой» – его поезда едут, сигналят, тормозят, дают задний ход и светят огнями. Причём все фрагменты, от пантографа до вращательного механизма колёс модели, у него – подвижные, «живые». И это уникально!


Оправляясь к Алексею, я представляла, что вся квартира моделиста – одна большая железная дорога: с переездами, светофорами и маленькими локомотивами, шустро бегающими по путям, проложенным где-нибудь под столом или вокруг дивана. Но, переступив порог, я увидела обычную квартиру. Скромный, но обаятельный Алексей встретил меня в форменной голубой рубашке машиниста. Говорит: «Наверное, я уже сросся с дорогой, ничего другого уже носить не могу». На вопрос, а где же хранится весь парк моделиста, наш герой посмеялся:


– Те модели, что были сделаны и отправлены заказчику – теперь только в базе компьютера.

А заготовки? Они в загородном доме, где он с сыном Денисом, который целиком и полностью разделяет увлечение отца, сделал студию-мастерскую для работы.


Хотя дорога всё-таки у него была! Давно, будучи неженатым, когда только начал заниматься моделизмом серьёзно, он проложил у себя под потолком на подвесной полочке целую магистраль с автоблокировкой. Поезда мчались по кругу, издавали гудок, вставали перед светофором. Машинисты приходили посмотреть на это чудо. От такого зрелища, рассказывает Алексей, у всех загорались глаза. Но, когда женился и родился сын, пришлось снять – жена беспокоилась, что случайно может травмироваться ребёнок. Но он и сейчас готов сделать что-то подобное…


– Если я рельсы достану, я квартиру ими пять раз обложу, – смеётся от души Алексей.

– Неужели за 36 лет работы железная дорога не надоела?

– Что ты, она мне снится. Сплю и вижу, что еду в электровозе то с Фунтиковым, то с Докукиным. Что-то надо делать, куда-то бежать. Из головы работа не выходит, нет.

– Но ведь тяжёлая работа, так? – спрашиваю я снова.

– Да, но интересная, – опять смеётся Алексей и вспоминает: – Хорошего было много. Во-первых, что мне нравилось, это сам локомотив – «чешка», ЧС4Т. Ох, хороша машинка! По сравнению с нашими они были намного комфортнее, у них и ход мягче, по тем временам, как «Жигули» от трактора отличались.


3-1.jpgА в железную дорогу Березин влюбился с первого взгляда. Ещё в детстве, в коммуналке, где он жил с родителями, случайно заглянул к соседям под Новый год и увидел у ёлки немецкую «пиковскую» (фирма Piko) детскую железную дорогу. Он до сих пор помнит, что по ней ходил паровозик BR 55, три старинных пассажирских вагончика и один товарный. С той самой минуты он загорелся, и не удивительно, что жизнь привела его на стальную магистраль. Отслужив в Прибалтике в радиотехнических войсках, пришёл в ТЧэ-7, но на электричках не отработал и года – отправили учиться на машиниста.


– Это ведь на любителя, но я «дальняка» любил. Спасибо инструктору Владимиру Афанасьевичу Шупилову, он понял меня и отправил на учёбу в экспериментальную группу «река-море» по совмещённой езде. Туда ведёшь поезд, а обратно – электричку. В итоге я получил права машиниста на оба вида тяги, – рассказал моделист.


Вскоре в ТЧэ-7 узнали о способностях Березина конструировать. Попросили сделать в депо полностью действующую кабину локомотива в качестве учебного пособия для начинающих помощников и машинистов. В течение трёх лет он был занят этой работой. А вскоре с ещё большей силой увлёкся моделизмом. Сын подрос и стал играть в компьютерную игру World of Tanks, Алексей тоже заинтересовался. И самой игрой, а ещё больше – историей и танками. Стал делать вручную модели, сначала Т-34, а за ним и всю советскую ветку, потом изготовил радиоуправляемый «Тигр» и выставил их в Сеть на обозрение товарищам по игре. И не ожидал, что произведёт фурор. Вскоре ему посыпались заказы, и не только на военную технику…


– Вдруг кто-то спросил, смогу ли я старинный почтово-багажный вагончик собрать в масштабе 1:87 (это 16 мм колея), – рассказывает моделист. – Мы с сыном попросили схему, фотографии, чертежи и выполнили точную копию. Потом мы этот вагончик разобрали и сделали с него силиконовую формочку (заказали по Интернету), а затем каждую детальку залили пластиком. Так получилось 7 вагонов. Это была наша первая партия.


Потом было много заказов, к Алексею обращались коллекционеры и даже машинист из Германии, но один от коллекционеров из Новосибирска был особенный – ЭР-1.

– Я её год и два месяца делал, вручную, она полностью ходовая, под напряжением 12 В, там свет горит, фары, как реверс даёшь обратно, прожектор гаснет, красный загорается. Всё под натуру, как настоящая!  


Со временем Алексей с сыном стали браться и за более серьёзную работу. Так, с помощью робота-станка они выполнили заказ из Владимира для местного Горэнерго – макет городской площади с церковью, дорогами, уличным освещением со специальным пультом под стеклом. Сделали стенд-экспозицию для оборонного завода «Алмаз-Антей» и даже учебный макет среза почвы со скважиной для нефтяников из Нового Уренгоя.

Как назвать Алексея, иначе как не самородком? Вот уж действительно герои среди нас!

Ольга Шаронова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31