01 августа 2021 15:00

01 августа 2021 15:00

Живая история

В Кировской дистанции пути создали свой собственный небольшой музей.
Сразу при входе в главное административное здание ПЧ-10 становишься свидетелем её истории и развития. В просторном холле – обширная экспозиция. Можно увидеть, например, портреты четырнадцати людей, которые в разные годы возглавляли Кировскую дистанцию пути.

– В создании этой экспозиции очень активно участвовали ветераны ПЧ-10. Вместе с ними мы неоднократно ездили в главный архив Кирова, именно они передавали уникальные фотографии, которые сегодня представлены здесь. Причём многие из этих чёрно-белых изображений – из семейных альбомов, ведь в нашей дистанции пути работали и работают представители множества династий железнодорожников, – рассказала заместитель начальника ПЧ-10 по кадрам и социальным вопросам Наталья Ямшанова.

Внимание каждого посетителя привлекает фотография Марии Воробьёвой, которая возглавляла дистанцию пути с 1936 по 1943 год. В истории Кировского отделения она была единственной женщиной, руководившей крупным предприятием, причём в самое тяжёлое время. Здесь же, на стенде, можно познакомиться с её уникальной трудовой биографией. Воробьёву не сломил суровый приговор политотдела в декабре 1937 года. Она не упала духом сама и не дала в обиду других. Она не бежала от трудностей и в 1939 году, когда после трагической гибели мужа осталась с полугодовалым больным ребенком на руках в городе, где у неё не было родственников… Эта женщина была всегда – обязательной, иногда – доброжелательной, а больше –  требовательной. Она была нетерпимой к нарушителям безопасности движения поездов, будь то отсутствие записи в журнале СЦБ или неограждение места работ. В безопасности движения мелочей нет. Любая сегодняшняя мелочь может завтра обернуться большой бедой. Поэтому Мария Игнатьевна строго спрашивала с виновных, независимо от их ранга и былых заслуг. Воробьёва чутко реагировала на всё передовое в путевом хозяйстве и старалась внедрить это в своей дистанции. К примеру, кировчане в 1943 году первыми на сети дорог поддержали почин путевого обходчика Свердловской дистанции пути Михаила Казанцева, работавшего в свободное от дежурства время в бригаде по ремонту пути. В дистанции было организовано несколько «казанцевских» бригад из путевых обходчиков и переездных сторожей, которые в свободное от основной работы время ещё по 60–80 часов в месяц трудились на ремонте. В условиях войны это было большим резервом для улучшения содержания пути.

– При изучении истории нашей дистанции пути помогли и материалы, которые в разные годы публиковались на страницах газеты «Волжская магистраль», – отметила Наталья Ямшанова.
Экспозиция постоянно меняется, дополняется. Ведь предприятие продолжает работать и развиваться, его история – живая, и творится она каждый день. К примеру, количество почётных грамот и дипломов регулярно увеличивается.

А центральное место в этом небольшом музее уделено рассказу о том, как Кировская дистанция пути работала в годы Великой Отечественной войны, о путейцах, которые внесли свой личный вклад в общую Великую Победу. Здесь же можно увидеть уникальные находки кировского поискового отряда «Кречет». В благородном деле сохранения памяти его участникам уже не первый год помогает руководство ПЧ-10.
Елена Минина