18 октября 2021 20:11

18 октября 2021 20:11

фото: Алёна Зудина

Границы одни, а роли разные

Сосредоточение сил на профильных функциях повышает качество

Год, в который стартовала реализация пилотного проекта по специализации Кировской и Лянгасовской дистанций сигнализации, централизации и блокировки, завершился, и сегодня подводятся первые итоги работы предприятий в новом формате.

От Шерстков до Чепцы

Ещё в августе 2018-го руководители всех дирекций инфраструктуры сети получили задание от начальника ЦДИ Геннадия Верховых изучить положительный опыт Октябрьской железной дороги по перепрофилированию дистанций СЦБ. Этот процесс предполагает организацию обслуживания и ремонта устройств автоматики и телемеханики по новому методу, когда одна из дистанций занимается эксплуатацией технических средств, а другая осуществляет ремонт.


Идея разделения предприятий хозяйства на ремонтные и эксплуатационные возникла в Октябрьской дирекции инфраструктуры десять лет назад. Сегодня здесь по такому принципу успешно работают четыре дистанции автоматики и телемеханики. Специализация структурных подразделений даёт возможность сосредоточить силы на решении основных задач, повысить качество технического содержания устройств, снизить количество отказов технических средств.


Разберёмся по порядку. В обычных дистанциях СЦБ эксплуатационный штат нередко отвлекается, к примеру, на обеспечение окон, и на выполнение непосредственных задач – обслуживание и ремонт устройств автоматики и телемеханики – остаётся не так много времени, вследствие чего работа ведётся не на должном уровне. Всё это, в конечном счёте, приводит к преждевременному износу устройств и увеличению отказов технических средств, что напрямую влияет на эксплуатационную работу.


При разделении комплексов хозяйства по видам деятельности «эксплуатация» занимается только содержанием устройств, а «ремонт» берёт на себя обеспечение окон, плановую замену оборудования, капитальный ремонт, реализацию схемных изменений и т. д. Эффективность такой системы доказана на практике – снижение количества отказов технических средств, сокращение времени простоя поездов, а значит, ощутимая экономия средств.


На полигоне Горьковской железной дороги для реализации пилотного проекта были выбраны Кировская и Лянгасовская дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Сегодня границы ШЧ-5 и ШЧ-6 по главному ходу объединены и простираются от Шерстков до Чепцы, только функции у дистанций разные. ШЧ Киров специализируется на ремонте устройств ЖАТ, а ШЧ Лянгасово отвечает за эксплуатацию.


Камни преткновения

– При перепрофилировании мы столкнулись с разными сложностями, – рассказывает начальник ШЧ Киров Артём Назаренко. – И первое из них – это чёткое разделение обязанностей. Да, изначально был утверждён сборник порядков взаимодействия, где определены функции для ремонтной и эксплуатационной дистанций. Но шероховатости ещё остаются. По моему мнению, этот документ уже сегодня требует переработки. К примеру, возник вопрос о том, кто оформляет записи на все виды работ в журнале осмотра ДУ-46. Или взять порядок выезда руководителей ремонтной дистанции на отказы технических средств. В регламенте подобного требования нет, однако я всё ещё получаю такие указания.


Самой большой проблемой является распределение бюджета, ведь у ремонтной дистанции сегодня нет технических единиц, на обслуживание которых обыкновенно денежные средства и закладываются. При этом в ШЧ Киров остаются расходные материалы, а их предполагается списывать на автоблокировку, электрическую централизацию... Условно работник покрасил какое-то устройство СЦБ – материал списали.


– Ветошь, бензин, краску и так далее, по идее, должна заказывать ремонтная дистанция. Но куда я их спишу? За нами не числится технических единиц, – задаётся вопросом Артём Назаренко.


Ещё один немаловажный камень преткновения – производительность труда, расчёт которой так же привязан к количеству технических единиц. Именно поэтому подтвердить свою производительность труда в ШЧ Киров пока затрудняются. Руководитель дистанции поясняет:

– Нормативных документов нет. Сейчас мы подтверждаем этот показатель только объёмом выполненных работ. На других дорогах ситуация аналогичная.


А вот в ШЧ Лянгасово самые большие сложности связаны с удлинением плеч обслуживания. Вместо 250 км стало 535! Конечно, и штат работников увеличился со 170 человек до 206, но организовывать выполнение графика техпроцесса всё-таки не просто.


– Теперь мне нужно контролировать работу моих людей не только в границах Кировской области, но и Удмуртии, – комментирует начальник ШЧ Лянгасово Валерий Казаков. – Выстраиваем отношения, налаживаем процесс.


Технология и график – во главе угла

За прошедшие четыре месяца подведены итоги работы дистанций, разделённых по функционалу. Результат по отказам технических средств первой и второй категорий пока нельзя назвать показательным. Предприятия только входят в новый для себя режим. Если взять количество отказов на обеих дистанциях в совокупности, то сентябрь отработали 7/7, октябрь – 5/1, ноябрь – 4/5, декабрь – 3/5.


Артём Назаренко уверен:

– Любое изменение – это сложно. Руководителю приходится организовывать работу по-новому, но этим и проверяется его соответствие должности. Я считаю, сейчас мы занимаемся именно тем, чем должны –
ремонтом устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Эксплуатация даёт заказ на работы, которые нужно выполнить, и мы их выполняем. Да, дистанция стала больше в два раза. Однако оперативным расследованием и устранением отказов занимается эксплуатационная дистанция, а значит, у нас высвобождается время на организацию более качественного ремонта оборудования и проверку всех типов приборов.


В ШЧ Киров отошёл ремонтно-техно-логический участок, и одна из важнейших задач, которая стоит перед коллективом, – улучшение технологии ремонта. Ведь приборы приносят большой процент отказов – порядка 36%. Сегодня в заявочную кампанию все основные средства можно направить на обновление приборов в РТУ. В то же время ШЧ Лянгасово следует сосредоточить силы на выполнении графика техпроцесса.