30 марта 2020 09:39

30 марта 2020 09:39

фото: Ольга Масальская

Трижды машинист

Почётному железнодорожнику Василию Ивановичу Маньковскому исполнилось 95 лет

По такому случаю домой к имениннику отправилась целая делегация руководителей Горьковской железной дороги и администрации Нижегородской области. Каждому было что сказать, за что поблагодарить и, в свою очередь, его послушать, ведь это действительно легендарный человек, очевидец и участник больших событий – Великой Отечественной войны и становления Горьковской магистрали.
Василий Маньковский – кавалер двух орденов Красной Звезды и двух орденов Отечественной войны, почётный железнодорожник, почётный ветеран Нижнего Новгорода, имеет правительственные ордена и медали. Будучи раненым, инвалидом войны, отработал на железной дороге 40 лет! Но судя по его радостной улыбке, отличной памяти и живой реакции (как он бойко поддерживал разговор с гостями!), Василий Иванович и сегодня остаётся настоящим железнодорожником – крепким, весёлым, живым!

– Вы для нас настоящий пример отваги, патриотизма, мы гордимся вами! – от души поздравил ветерана заместитель начальника ГЖД по кадрам и социальным вопросам Александр Тюрников.
При полном параде – в мундире, Василий Иванович радостно улыбался и внимательно слушал коллег.
– Вы пришли с войны, как из огня да в полымя, много трудились! Поздравляю вас от всех локомотивщиков депо Горький-Сортировочный, от паровозников, – взял слово председатель совета ветеранов Горьковского территориального управления Владимир Сорокин. – Передаю вам привет от вашего кочегара Владимира Фёдоровича Михайлова.

– Так он помощником был! – вдруг поправил Василий Иванович.
– Да, но позже, сначала он кочегаром всё-таки поработал, – удивляясь памяти, смеются, но соглашаются с именинником гости.
Тёплые слова юбиляру сказал и председатель совета ветеранов ГЖД Евгений Маралов, начальник ДТВ Игорь Клевцов. Переданы поздравления от президента России и губернатора Нижегородской области.

После всех речей Александр Тюрников сообщил, что в этом году Горьковская дорога снова организует Поезд Победы (он отправится в путь 1 мая, а вернётся 8-го числа) и пригласил ветерана принять в этом большом, тоже юбилейном, событии участие.

– Спасибо, посмотрим, – долго не раздумывая, ответил бывший машинист.
– Молодец, не отказываешься, – одобрительно посмеялись гости.
В свою очередь, Василий Иванович пригласил всех к столу, но сразу предупредил:
– Я пить не буду. Выпил на этой войне всё. Каждый день 100 грамм.

И начались воспоминания. Его призвали 19 июня 1944 года, а уже 20 июля он был ранен.
– Жуткое дело, – вздохнув, сказал он. – Но немцам было не легче. У нас русский характер, мы выдержали, а они сломались. В 14–15 лет я уже вояка был. Порой не знал, где свои, где чужие, страшно.
– Бой, за который получили медаль «За отвагу», помните? Вы тогда с противотанковым ружьём были или уже с миномётом? – спросили  гости.
– С миномётом. С противотанковым ружьём я был всего два или три дня, в первых боях, –
ответил фронтовик. – А так я артиллерист. Наводчиком был хорошим. Но с миномётом на войне тяжело: ствол под 20 кг, да другой амуниции ещё 10, не бросишь, так все 30 кг на себе и таскаешь. Немец бежит, и ты за ним.  

Вернувшись с войны, Василий Иванович сразу же отправился в Калугу, учиться в трёхгодичную школу машинистов.
– С 1953 года работал помощником, потом машинистом – на паровозах, тепловозах, электровозах. Так что я трижды машинист! – подчеркнул юбиляр.
А правда, кто ещё может этим похвастать? Таких героев единицы!

Василий Иванович ездил до Вязников, иногда до Владимира. Позже до Шахуньи, а потом и до Ветлуги. Словом, по нашему Горьковскому участку.
– Что в те годы самым тяжёлым было в работе?
– Самое противное, когда едешь, а на путях дети играют, подъезжаешь к ним в страхе – разбегаются, только тогда вздохнёшь свободно и следуешь дальше.  

В 1980 году, достигнув пенсионного возраста, Василий Иванович дорогу не оставил, а перешёл на работу в заготовительный цех слесарем по ремонту подвижного состава. В 1991 году перевёлся в дистанцию водоснабжения Горьковского отделения Горьковской железной дороги как машинист насосной установки. И только в июле 1993 года, в возрасте 68 лет, ушёл  по собственному желанию на пенсию! Прожита большая, тяжёлая, трудовая жизнь. Жизнь как подвиг!
Ольга Масальская
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31