23 июля 2021 21:26

23 июля 2021 21:26

фото: архив ДИНОТ

Работать без рисков и конфликтов

Нарушений трудового законодательства можно избежать при постоянном и грамотном контакте с работниками на местах

Ни для кого не секрет, что успех работы предприятия зависит от вклада каждого его сотрудника. И чем выше удовлетворённость условиями труда и мотивацией, тем большую отдачу можно получить от работника.

2.jpgВадим Тетерин, начальник службы организации и оплаты труда Горьковской дирекции инфраструктуры


Для исключения социальных, правовых и финансовых рисков проводится планомерная работа по профилактике возможных нарушений трудового законодательства. Опытом этой работы в Горьковской дирекции инфраструктуры с читателями поделился начальник службы организации и оплаты труда Вадим Тетерин.


– Какие коммуникационные инструменты использует ваша служба?


– Для повышения информированности причастных руководителей и специалистов структурных подразделений проводятся еженедельные селекторные совещания. Как правило, на селектор выносятся все оперативные, текущие и планируемые вопросы, доводятся и разъясняются нормативные документы, запрашивается обратная связь. На этих же совещаниях рассматриваются выявленные нарушения трудового законодательства, вырабатываются корректирующие меры по их профилактике.


В качестве информационной площадки для подведения итогов и обмена опытом дирекция выбрала ежегодные семинары руководителей и специалистов блока управления трудовыми ресурсами. Здесь обсуждаются не только профильные тематические вопросы, но и выделяется время для свободного общения и обмена мнениями. Специалисты знакомятся друг с другом, делятся контактами и собственными наработками. Удаётся обсудить проблемные и актуальные вопросы текущей деятельности, в том числе касающиеся взаимодействия со смежными специалистами предприятия и качества проведения разъяснительной работы в коллективах. Кроме того, на семинаре каждый участник получает анкету, где сформулированы ключевые вопросы, касающиеся организации работы, и есть возможность оценить действия коллег и руководителей.


Важным ресурсом коммуникации является сайт службы организации и оплаты труда Горьковской дирекции инфраструктуры, который обновляется еженедельно. Универсальная система навигации по сайту позволяет быстро находить нужные документы. Кроме отраслевой информации, на сайте размещаются научные профильные статьи, интересные широкому кругу посетителей сайта.


Анализируя произошедшие промахи и упущения в работе, мы сформулировали рекомендации по применению и оценке показателей премирования, определили участников процесса премирования. Эти рекомендации были согласованы с юристами дороги и правовой инспекцией труда профсоюза.


– Как организовано информирование сотрудников?


– Мы вовлекаем в разъяснительную работу всех специалистов и руководителей структурных подразделений и дирекции. Они отвечают на вопросы о нормировании и оплате труда, регулировании рабочего времени. Специалисты по охране труда посещают рабочие места сотрудников и рассказывают о последствиях нарушений в сфере охраны труда. Экономисты информируют коллектив о результатах производственно-хозяйственной деятельности. Сотрудники технических отделов регулярно посещают производственные участки, разъясняют вопросы технологии производства работ, ищут резервы повышения технологичности и эффективности производственных процессов, использования инфраструктуры.


В работе по профилактике нарушений трудового законодательства помогает информирование непосредственно работников производственных участков. Одним из первых информационных ресурсов, с которым знакомится новый работник, является памятка по вопросам организации и оплаты труда для поступающих на работу. В ней более 20 пунктов, в которых кратко, в цифрах, изложено содержание трудового договора, размер тарифной части оплаты труда, режим рабочего времени, показатели и размер премирования, перспективы карьерного роста.


В целях сокращения сроков адаптации начинающих и закрепления навыков опытных специалистов в дирекции завершается разработка дорожной карты трудовика. Мы хотим создать форму, которая повысит уровень согласованности со смежными специалистами при подготовке локальных нормативных актов и в текущей деятельности. Дорожная карта подскажет трудовику, с кем и когда нужно взаимодействовать, какие и кому документы передавать. В перспективе планируется разработка более доступной в плане визуализации и наглядности схемы возможных контактов трудовика. Это будет своего рода должностная инструкция «в картинках».


Для повышения информированности работников по актуальным и общим вопросам организации и оплаты труда мы используем площадку дорожной газеты «Волжская магистраль».


С этой же целью на информационных стендах размещаются основные документы, необходимые для организации работы с персоналом. Обновление информации идёт по мере её актуализации, но не реже, чем раз в полгода. Сведения о текущем премировании обновляются ежемесячно. На этих же информационных стендах для получения обратной связи от рядовых работников размещаются рабочие номера телефонов профильных специалистов и руководства структурного подразделения, отраслевых служб, службы управления персоналом, службы ДИНОТ, охраны труда, руководства дирекции. Это позволяет получать оперативную информацию из первых уст о нарушении трудовых прав работников и вовремя пресекать их, расследовать и устранять причины конфликтов.


– Как происходит взаимодействие с профсоюзной организацией?


– В своей работе по профилактике нарушений трудовых прав работников важную роль мы отводим взаимодействию с территориальной организацией Роспрофжел на Горьковской железной дороге. За последние годы выстроена эффективно работающая модель сотрудничества. Ежеквартально совместно с правовой инспекцией труда профсоюза мы подводим итоги взаимодействия, рассматриваем результаты проверок структурных подразделений, ищем возможности устранения разногласий. Эти совещания позволяют увидеть системные нарушения, выслушать мнение наших партнёров и вовремя принять корректирующие меры. Важным результатом успешного взаимодействия с профсоюзом мы считаем обмен информацией о предстоящих проверках и согласование сроков их проведения. Это помогает распределить силы участников проверок без ущерба для производственного процесса.


Ежеквартальные встречи с представителями профсоюза помогли нам выстроить взаимоотношения на принципах взаимоуважения и оперативного реагирования на проблемные вопросы. С этой целью мы разработали для предприятий соответствующие рекомендации по взаимодействию с проверяющими. Важно вовремя получать обратную связь о начале проверки, сопровождать её, устраняя возможные разногласия и своевременно принимать корректирующие меры по оперативному пресечению нарушений.


Для нас стало нормой обсуждать с профсоюзом проблемные и не урегулированные нормативными документами вопросы. Мы инициируем совещания с участием правовой инспекции труда профсоюза, юридической службы и причастных специалистов, в том числе РЦКУ. При совместном обсуждении всегда удаётся найти приемлемое для всех сторон решение.


Чтобы адресно и результативно реагировать на результаты проверок профсоюза, мы внедрили типовую форму протокола рассмотрения результатов проверки. Это помогло повысить качество анализа и систематизации ошибок работы, способствовало принятию исчерпывающих мер по устранению нарушений в дальнейшем.


– Какова результативность проводимой работы по профилактике нарушений трудового законодательства?


– Заинтересованное взаимодействие с правовой инспекцией труда профсоюза приносит свои плоды при выявлении рисков нарушения трудового законодательства. Будучи социально ответственным работодателем, дирекция сама проявляет заинтересованность в проверках профсоюза как дополнительном ресурсе по аудиту соблюдения трудовых прав работников.


Роль причастных специалистов и структурного подразделения в целом мы оцениваем через уровень их влияния на профилактику нарушений трудового законодательства. Так, по инициативе Центральной дирекции инфраструктуры проводится оценка эффективности работы службы и структурных подразделений с учётом риск-ориентированного подхода. В её основе лежит интеграция выполнения показателей плана по труду с соблюдением требований трудового законодательства. На основе риск-ориентированного подхода мы разработали рейтинг специалистов по труду структурных подразделений с отражением тех вопросов, на которые они могут оказывать своё непосредственное влияние. Здесь оцениваются профессиональные и деловые качества каждого специалиста, его квалификация, вовлечённость и заинтересованность в результатах работы, наличие существенных упущений в работе и нарушений, выявленных при всех видах проверок. Итоги рейтинга подводятся на ежегодном итоговом семинаре с поощрением лучших трудовиков.


Проводимая в дирекции работа даёт свои результаты. Существенно снизилось количество нарушений трудовых прав работников и нормативных документов компании в вопросах организации и оплаты труда, практически исключены случаи недоначисления средств заработной платы.


– Какие изменения в работе ожидаются в наступившем году?


– В этом году будет утверждено типовое положение о премировании в хозяйстве СЦБ. Проводится работа по реализации нового Положения об организации комплексного обслуживания объектов инфраструктуры хозяйства пути и сооружений. Дирекция активно участвует в пересмотре нормативных документов по труду в вагонном хозяйстве. Важной задачей остаётся повышение вовлечённости работников в решение вопросов производственно-экономической деятельности структурного подразделения, дирекции и компании в целом. А это возможно только при безусловном соблюдении трудовых прав работников, их информированности по текущим и перспективным задачам.

Записал Олег Густов