27 июля 2021 20:28

27 июля 2021 20:28

фото: Пресс-служба Министерства транспорта РФ

Грядут перемены

Выпускные экзамены в техникумах и колледжах уже в 2023 году будут сдаваться в новом формате. Этот вопрос стал одним из ключевых на заседании Уральского и Приволжского региональных советов профессионального образования и обучения на железнодорожном транспорте, которое прошло в Казани, на базе филиала СамГУПС.
Отраслевые учебные заведения среднего звена должны быть готовы к важным переменам. Дело в том, что все российские колледжи и техникумы переходят на новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Основные образовательные программы СПО должны быть обновлены с учётом профессиональных и мировых стандартов. Главное новшество – выпускники колледжей и техникумов теперь должны будут проходить итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс».

– В обязательном порядке итоговую аттестацию в новом формате предстоит пройти выпускникам 2023 года, то есть тем, кто поступил в колледжи и техникумы в 2019 году, – пояснил директор филиала СамГУПС Андрей Васин.
Кроме того, отраслевые колледжи и техникумы готовы участвовать во всех мероприятиях, проводимых под эгидой «Ворлдскиллс». Это единодушное мнение абсолютно всех участников заседания региональных советов. Но далеко не всё зависит от желания образовательных организаций.
– Дело в том, что движение «Ворлдскиллс» – это дорогое удовольствие. Например, демонстрационный экзамен жёстко регламентирован во всех отношениях: от чётко прописанных заданий до требований к материально-техническому оснащению для их прохождения. Но для железнодорожных специальностей необходимо дорогостоящее оборудование, и поскольку железнодорожная техника постоянно модернизируется, то и нашу тренажёрную базу важно регулярно обновлять. Без помощи работодателя здесь нам не обойтись, – отметил Андрей Васин.

В идеале обучение в отраслевых учебных заведениях должно стать опережающим. Иначе говоря, новый локомотив ещё не вышел в свой первый рейс, а тренажёр в техникуме уже должен стоять. Но это тоже требует значительных вложений. В настоящее время в ОАО «РЖД» разрабатываются механизмы оказания помощи университетским комплексам железнодорожного транспорта по модернизации учебно-лабораторной базы. А пока отраслевые учебные заведения решают задачу подготовки квалифицированных кадров самостоятельно. Например, в Казанский филиал СамГУПС в этом году новое оборудование поступило благодаря совместному проекту учебного заведения и Министерства транспорта Республики Татарстан. Самым дорогостоящим стал учебный тренажёр кабины электровоза ЭП1м – около 4,5 млн руб.

– Обновление учебной базы, её модернизация – это актуальные требования современной действительности. Наши выпускники должны себя уверенно чувствовать, выходя из стен учебного заведения, – так считает Андрей Васин.
Своим опытом представители филиала СамГУПС в Казани поделились с коллегами. А те, в свою очередь, поздравили коллектив техникума в Юдино с важной ведомственной наградой. Месяц назад Андрею Васину вручили в Москве памятный знак «В ознаменование 210-летия транспортного ведомства и транспортного обеспечения». Этой наградой были отмечены предприятия и учебные заведения, которые внесли значительный вклад в развитие транспортной отрасли. Примечательно, что среди учебных заведений СПО были награждены всего три, одним из которых стал филиал СамГУПС в Казани.
Елена Минина