29 ноября 2021 09:27

29 ноября 2021 09:27

Большая жизнь маленькой станции

Там, где ответственность за конечный результат делится на всех поровну

Cтанция Каликино расположена в тридцати минутах езды по железной дороге от Нижнего Новгорода. Поезда дальнего следования пробегают её на ходу, а электрички не задерживаются надолго. Выпустят из своих стальных недр немногочисленных пассажиров и спешат дальше. Однако станция, хотя и является промежуточной, выглядит достаточно оживлённой.

История и судьба


На платформах новенькие павильоны для ожидания, ухоженная, чистая территория с подстриженным кустарником вокруг крепкого кирпичного здания вокзала, в котором одновременно располагается и персонал станции. У самого порога меня радушно встречает ДС Каликино Наталья Оленева, и почти сразу наш разговор заходит об истории структурного подразделения, которое, к слову, некогда носило гордое звание победителя социалистического соревнования.


Станция на этом месте появилась ещё в 1958 году. Конечно, выглядела она иначе и представляла собой деревянное строение, напоминающее простой деревенский дом. Да вот же он! На стенде рядом с входом можно рассмотреть старинные фотографии Каликино и её работников, бережно сохранённые для потомков.


– Вот такой раньше был пульт управления дежурного, только кнопки и лампочки, – показывает мне на один из снимков Наталья Оленева. – Я и сама когда-то работала на таком. Современные технологии – совсем другое дело…


1-2.jpgНаталья Евгеньевна трудилась дежурной по станции Каликино и руководила сменой в течение 20 лет. Здесь росла профессионально, набиралась опыта, чтобы отдавать сердце любимому делу и быть полезной. В 12 лет будущий дээс уже твёрдо знала, что непременно свяжет свою жизнь с магистралью. А определиться с профессией ей помог созданный при поселковой школе кружок «Юный железнодорожник».


– Я пришла работать сразу после профильного учебного заведения. Помню, у нас была маленькая «дежурка», без всяких удобств. Но я ни минуты не жалела о своём выборе. Железная дорога – это судьба, – искренно говорит моя собеседница.



Винтики в едином механизме


Два года назад станцию включили в программу эталонного содержания инфраструктуры. За это время коллектив сумел наладить работу таким образом, что осенью при приёмке вопросов у комиссии начальника дороги не возникло. Звание эталона, без сомнения, заслужили! Взять хотя бы показатели: погрузка за ноябрь выполнена на 118% к плану и 103% к уровню прошлого года, выгрузка за третий квартал составила 110% к плану, отказов технических средств нет, а простой местного вагона на ответственности ОАО «РЖД» уже третий год подряд не превышает заданных норм. Характерной особенностью станции Каликино является проведение грузовых операций и маневровой работы. Наталья Оленева объясняет:


– Достичь поставленной цели удалось благодаря усилиям нашей сплочённой команды и продуманной технологии местной работы, где чётко прописаны нитки графика движения грузовых поездов, а работники так же чётко их соблюдают. Думаю, весь секрет в том и заключается, чтобы каждый, как винтик единого механизма, выполнял свою функцию качественно и профессионально.


Да, конечно, за это время по каждому из хозяйств были разработаны свои мероприятия: уложены новые стрелочные переводы, где-то заменены деревянные шпалы на железобетонные, проведён ремонт системы пневмообдува стрелок. Всегда большое внимание уделяется техническому обучению дежурных по станции и других работников. «Это основа», – твёрдо уверена Наталья Оленева.



Ответственность удваивается


– 20-ю перевожу! – объявляет по радиосвязи для работников на путях дежурная по станции Татьяна Жаркова и щёлкает мышкой. На мониторе видно, как стрелка меняет своё направление. Очевидно, что всё происходящее виртуально в компьютерной программе повторяется в реальности на станции. Так Татьяна Жаркова управляет движением поездов:


1-3.jpg– Намного удобнее, чем раньше. На старом пульте, за которым мне тоже довелось работать, не было видно, как движется поезд, как переводятся стрелки, как светофоры меняют сигналы. Сейчас у нас много специальных программ. Вот на этом мониторе подключён ГИД «Урал» и график движения поездов перед глазами. Если поезд отстаёт от расписания, диспетчер мне сообщает. Когда необходимо обеспечить особую бдительность локомотивных бригад, на поезда выдаём соответствующее предупреждение. Для этого тоже есть своя программа.


Но экранов перед глазами Татьяны больше. Всё дело в том, что в 2011 году станция была оборудована микропроцессорной централизацией и телеуправлением для станции Линда. То есть сегодня дежурная по Каликино может полноценно управлять работой соседней станции: принимать поезда, открывать сигналы, объявлять пассажирам о прибытии поездов, руководить движением маневрового тепловоза… После пяти вечера, в выходные и праздничные дни, когда дежурная по станции Линда покидает свой пост, здесь ответственность удваивается. И уже нужно не только управлять движением в Каликино, но и, к примеру, руководить процессом поставки вагонов на линдовскую птицефабрику.



От Моховых Гор до Семёнова


Между тем, маневровой работы хватает и в Каликино. По соседству расположилось старейшее предприятие – шпалопропиточный завод, который является важным клиентом и основным грузоотправителем для станции. В среднем в месяц завод отгружает 120 вагонов с железобетонными шпалами.


– Для станции четвёртого класса объём погрузки у нас немаленький, – говорит Наталья Оленева. – Ещё сотрудничаем с рельсосварочным предприятием. РСП сваривает 800-метровые плети для бесстыкового пути. Мы отправляем составы с длинномерными рельсами не только по Горьковской магистрали, но и по всей России.


На путях равномерно и глухо шумит ЧМЭ3. Приёмосдатчик Лариса Железова успела зорким взглядом осмотреть прибывшую из Киселихи порожнюю цистерну на предмет соответствия коммерческим требованиям. «Всё в порядке, можно отправлять!» – разрешает она. Теперь в ожидании осаживания вагона щурится под слепящим зимним солнцем составитель поездов. Вот в рации машиниста раздаётся знакомый голос Татьяны Жарковой. Команда получена, и составитель ловко запрыгивает на подножку цистерны. Машинист даёт задний ход. Вперёд вагоном убегает маневровый. Я наблюдаю за процессом с большим интересом, а руководитель станции комментирует происходящее:


– Мы обслуживаем участок от Моховых Гор до Семёнова. Собираем все порожние и гружёные вагоны, затем объединяем, чтобы отправить их уже со сборным поездом. Сегодня он отправляется в 15 часов.


И кипит жизнь на маленькой станции, где аккуратно организована работа, где каждый ясно видит свою задачу, где ответственность за конечный результат делится на всех поровну.


Алёна Зудина