25 июля 2021 05:53

25 июля 2021 05:53

фото: архив Горьковской ДТВ

Новые котельные – чище и эффективней

В ближайшие годы будет полностью прекращено использование мазута для отопления

2019-й стал для нашей дирекции тематическим годом энергетической эффективности вовсе не случайно. В этом году было реализовано несколько значимых проектов. План дирекции включил в себя мероприятия по трём основным направлениям, финансирование которых производится за счёт средств инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» в объёме 560,59 млн руб.

5-1-1.jpgМаксим Шишкин, главный инженер Горьковской дирекции по тепловодоснабжению


Первое направление предусматривает мероприятия, направленные на сокращение потребления энергетических ресурсов. Это, прежде всего, строительство новых газовых котельных на станциях Зуевка и Сергач, а также реконструкция и газификация котельной санатория-профилактория «Железнодорожник», строительство тепловых сетей на станции Владимир. На реализацию этих проектов с 2017 по 2019 год затрачено 298,5 млн руб. Эти мероприятия позволят снизить расход топливно-энергетических ресурсов на 2140 тонн условного топлива в год. За девять месяцев уже выполнено 87% годового плана, по результатам 12 месяцев мы прогнозируем перевыполнение этих показателей. В частности, реконструкция и газификация котельной санатория-профилактория «Железнодорожник», завершённая в начале 2019 года, обеспечила ежегодный экономический эффект в размере 6,569 млн руб. при сокращении расхода дизельного топлива на 240,8 тонны, или 7,739 млн руб.


Введённая в эксплуатацию с начала отопительного сезона 2019–2020 новая газовая котельная в Сергаче заменила сразу три старые угольные котельные. Ежегодный экономический эффект от проекта превысит три миллиона рублей.


Также с начала отопительного сезона запущена в эксплуатацию газовая котельная на станции Зуевка, построенная взамен существующей мазутной котельной ВЧД-8. Экономический эффект в этом случае составит 7,76 млн руб., включая сокращение расхода топочного мазута на 1092 тонны.


Хочу отметить, что улучшить проектные показатели по экономии топлива позволяет регулирование и наладка работы оборудования в процессе пусконаладочных работ «под нагрузкой». Также важен грамотный подбор котельного и насосного оборудования на этапе проектирования с учётом класса энергоэффективности.


Второе направление – снижение потерь тепловой энергии при транспортировке. Для этого построены сети теплоснабжения на станциях Лянгасово и Вековка. Это потребовало 197,7 млн руб. При сравнительно небольшом экономическом эффекте реализация этих проектов позволила полностью исключить выработку и использование пара на станциях Лянгасово и Вековка, а также исключить риски аварий и отказов в системе централизованного теплоснабжения.


Третий вектор – перспективные разработки. В 2019-м выполняются проектно-изыскательные работы по нескольким проектам. Среди них – строительство котельных на станциях Зелецино и Вязники, реконструкция и газификация котельной на станции Балезино и многие другие. Эти мероприятия в среднесрочной перспективе позволят снизить расход топливно-энергетических ресурсов на 186 823,4 гигаджоуля в год. Все эти проекты с учётом прохождения государственной экспертизы должны быть завершены в срок не позднее 2025 года в соответствии с параметрами долгосрочной программы развития Горьковской дирекции по тепловодоснабжению. В этом же году Горьковская железная дорога полностью прекратит использование мазута для отопления. Таким образом, сейчас мы готовим задел для будущего развития.


Наша задача – не просто добиться экономии топлива. При реализации каждого проекта осуществляется замена инженерных коммуникаций. Соответственно, улучшается состояние инфраструктуры. Новые котельные автоматизированы, при обслуживании ручной труд практически исключён. Следовательно, растёт производительность труда. Сжигание природного газа значительно меньше загрязняет окружающую среду, если сравнивать с любыми другими видами топлива.


В процессе проработки инвестиционных мероприятий, связанных с реконструкцией и газификацией котельных, Горьковская ДТВ ранее неизбежно сталкивалась с проблемой производства и потребления пара. Исключение паровой нагрузки на объекте теплоснабжения после реконструкции позволяет снизить потребление топлива не менее чем на 10%. При этом паровая нагрузка ДТВ на Горьковской железной дороге сейчас составляет 25,4 Т/час на технологические нужды и 14,7 Т/час на отопление. До настоящего времени пар в качестве теплоносителя отопления используется на станциях Ильино, Юдино, Агрыз и Красноуфимск. При этом к применению воды в качестве теплоносителя были не готовы как тепловые сети, так и внутренние системы отопления потребителей, требовалась их реконструкция. Для исключения несогласованности инвестиционных программ смежных предприятий была разработана единая программа по исключению производства и потребления пара на Горьковской железной дороге.