06 августа 2021 03:30

06 августа 2021 03:30

Четыре паровоза в деревянном депо

Точкой отсчёта истории предприятия служит 1879 год. Именно тогда начинается строительство железной дороги от Коврова до Мурома. В январе 1880 года по новой дороге было открыто грузовое, а в марте и пассажирское движение. Для его обслуживания было построено деревянное депо на четыре паровоза с мастерской для малой починки. Всего же локомотивный парк предприятия составляли тридцать паровозов, которые обслуживало такое же количество машинистов, их помощников и кочегаров.
Новое здание предприятия на современном месте было построено в 1912 году. Это было депо веерного типа на пять ремонтных стойл. Оснащено товарными паровозами серии «Чн», а позже – пассажирскими паровозами серии «И» и «З».

В 1918 году железнодорожная линия была доведена до Арзамаса, и тянуть её планировалось до Казани. Но смутное послереволюционное время, хозяйственная разруха сильно задержали осуществление этих проектов. Тем не менее локомотивное депо продолжало работать, хотя и не всегда локомотивщикам приходилось заниматься своим прямым делом. В 1918 году рабочие депо были мобилизованы на подавление мятежа, поднятого в Муроме полковником Сахаровым. В том же году работниками депо был построен бронепоезд, представлявший собой вагоны с металлическими кузовами, обложенными изнутри мешками с песком. Четыре таких вагона присоединяли к паровозу и отправляли на фронты Гражданской войны.

В 1923 году для вождения грузовых поездов в депо поступили паровозы серии «ФИТА» и «Э». Пассажирские поезда с 1925 года обслуживались паровозами серии «К», а с 1933 года – серии «С». В грузовом движении локомотивными бригадами депо обслуживались плечи до станций Черусти, Арзамас, Ковров, а пассажирские – до станций Москва и Сергач.

В 1935 году паровозный парк депо насчитывал уже 130 паровозов. В эти годы локомотивные бригады предприятия начали водить тяжеловесные поезда. Машинисты депо Муром становились победителями Всесоюзного Социалистического соревнования. А в годы Великой Отечественной войны внесли посильную лепту в приближение Дня Победы. В 1942 году ими и работниками Муромского паровозо-ремонтного завода был построен бронепоезд «Илья Муромец».

Вторая половина пятидесятых годов – новый этап в жизни предприятия. 1956–1965 годы вошли в историю как время грандиозной технической реконструкции локомотивного хозяйства. 1956-й был последним годом поступления на отечественные дороги паровозов, строительство которых длилось 110 лет.

В 1958 году в депо Муром началась реконструкция цехов и создание ремонтной и экипировочной баз для принятия прогрессивной тепловозной тяги. В 1961 году сюда стали поступать первые дизельные двухсекционные грузовые тепловозы ТЭ-3. Некоторые новые технологии осваивались и внедрялись муромскими локомотивщиками первыми среди предприятий даже по всей сети. Недаром для распространения этих новшеств Министерство путей сообщения в этот период неоднократно проводило в Муромском локомотивном депо общественные школы передового опыта.

20 декабря 1978 года в депо сдана в эксплуатацию первая очередь нового цеха подъёмочного ремонта тепловозов, а в следующем году и вторая.

1979 год – за высокие производственные достижения локомотивное депо Муром ГЖД награждено орденом «Знак Почёта».

1985–1986 годы – смена вида тяги с тепловозной на электровозную. 30 января 1986 года отправился первый поезд с электровозом в голове состава.

Сегодня коллектив ТЧэ-2 насчитывает 1022 человека. Локомотивные бригады депо Муром работают в грузовом и пассажирском движении в шести субъектах Российской Федерации. По итогам дорожного соревнования ТЧэ-2 не раз становилось лидером в отрасли среди аналогичных предприятий. В первом квартале 2019 года коллективу депо присуждено второе место.
Вера Гараева