18 октября 2021 04:29

18 октября 2021 04:29

фото: Николай Морохин

Каждый – желанный пассажир

Волго-Вятская пригородная пассажирская компания отметила своё десятилетие

1-2-2.jpgАнатолий Кузнецов, генеральный директор АО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания»


– Анатолий Геннадьевич, примите мои поздравления с замечательной круглой датой Волго-Вятской пригородной пассажирской компании. В юбилеи принято вспоминать, с чего всё начиналось.


– Компания приступила к деятельности в качестве агента по продаже билетов 1 декабря 2009 года: она занималась тогда оформлением проездных документов на пригородные поезда. С 1 июля 2010 года ВВППК официально стала перевозчиком пассажиров на участке Нижний Новгород – Шахунья. За полгода работы, к январю 2011 года, наша компания увеличила полигон обслуживания. И стала успешно заниматься пригородными пассажирскими перевозками в Нижегородской, Кировской, Владимирской областях и Удмуртской Республике. ВВППК все эти годы оперативно реагировала на потребности пассажиров в комфортной и доступной поездке, динамично развивалась, реализовала немало проектов, нацеленных на качественное обслуживание пассажиров. В 2013–2014 годах в Нижнем Новгороде одними из первых на сети открыли две линии городской электрички. Когда стали складываться постоянные автомобильные пробки на Борском мосту, ввели тактовое движение модульных электропоездов по линии Нижний Новгород – Моховые Горы.


– Ваша компания работает ведь и с коммерческими организациями?


– Да, немало таких коммерческих организаций предпочитают использовать для перевозки клиентов именно пригородные электропоезда нашей компании. Осенью 2014 года для посетителей ТЦ «Мега» был организован специальный интермодальный маршрут: наши пассажиры, приезжая на о.п. Большая Ельня, отправлялись на автобусах за покупками в крупнейший торговый центр региона и удобно возвращались обратно. С 2015 года ВВППК организует трансфер для гостей фестиваля Alfa Future People, проходящего в районе станции Козино. Популярность фестиваля позволяет нам перевозить в его дни дополнительно более 80 тысяч пассажиров. С одной из туристических компаний мы реализуем два раза в год маршрут из Нижнего Новгорода в Семёнов.


– В 2016 году ВВППК открыла первые на сети дорог интермодальные маршруты, которые предусматривали перевозки пассажиров в пригородном поезде и автобусе. Какое развитие получило это направление за три года?


– Сейчас мы обеспечиваем оформление проездных документов на автобусы, которые отправляются уже от 12 железнодорожных станций. За счёт собственных средств компания построила транспортно-пересадочный узел «Канавинский» и открыла его в январе 2018 года. Он стал одним из важнейших элементов системы пригородного и междугородного пассажирского автотранспорта в Нижнем Новгороде. И мы первая из пригородных компаний, кто реализовал подобный проект.


– Год назад у вас появился в собственности первый электропоезд. А сейчас их сколько?


– Да, в декабре 2018 года в торжественной обстановке был запущен в эксплуатацию наш собственный новый электропоезд серии ЭП3Д. В 2019 году парк подвижного состава пополнили ещё четыре таких поезда. Это концептуально новый подвижной состав, максимально адаптированный для пригородного и внутригородского движения. Для удобства пассажиров поезд имеет продуманную эргономику кресел, просторный салон с поручнями, места для крепления велосипедов и подъёмники для маломобильных пассажиров, рассчитанные на высокие и низкие платформы.


– Если попытаться сегодня охарактеризовать компанию в цифрах, то это…


– Это 64 пункта продажи проездных документов, 139 кассовых окон, 274 рейса поездов ежесуточно, а в год около ста тысяч. 68 тысяч пассажиров в сутки и 24 миллиона в год, а это в три раза больше, чем всё население тех четырёх регионов, где мы работаем.


– Где находятся завтрашние точки роста Волго-Вятской пригородной компании?


– Мы их связываем с созданием новых ТПУ – транспортно-пересадочных узлов.


Предлагается организовать тактовые железнодорожные перевозки между Нижним Новгородом и городом Кстово, где намечено строительство ТПУ, по направлению до Проспекта Гагарина (ст. Мыза) и вокзала с отправлением каждый час. Согласно исследованиям, проведённым ВВППК, уже в первый год реализации этого проекта пассажиропоток в пригородных поездах превысит 2,2 тыс. в сутки, а в дальнейшем – 11,2 тыс. в сутки, 4,1 млн в год. Ожидаемый срок реализации проекта – 2021 год.


На вокзале Шахунья мы продаём пока только проездные документы в автобусы МУП «Шарангское ПАП». Однако на базе этого вокзала предполагается организовать полноценный ТПУ. Существующая автостанция будет ликвидирована, и вблизи вокзала силами администрации города предстоит создать разворотную площадку для автобусов. Их пассажиры смогут пользоваться услугами вокзала наравне с пассажирами поездов, облегчится пересадка, будут экономиться муниципальные средства: плюсы здесь очевидны. В 2019 году ОАО «РЖД», АО «ВВППК», администрация городского округа Шахунья и МУП «Шахунское ПАП» подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на создание ТПУ. Во втором квартале 2020 года он будет организован. Ожидается, что мы будем реализовывать в среднем в сутки 160 автобусных билетов, и это даст дополнительный доход 820,8 тыс. руб. в год.


В рамках развития Сарово-Дивеевского кластера предполагается организовать в 2021 году ТПУ на существующих вокзалах Арзамас-1 и Арзамас-2. Об этом подписано соглашение, участниками которого стали администрация города и МУП «Арзамас-пассажиравтотранс». Оно предусматривает обустройство вокзалов для приёма автобусных маршрутов. Ожидаемое количество реализуемых на них билетов в сутки составит 390. Это позволит получить компании дополнительный доход около
2,42 млн руб. в год.


С 2018 года ВВППК прорабатывает проект создания ТПУ на существующей железнодорожной инфраструктуре в Нижнем Новгороде у международного аэропорта «Стригино». ТПУ будет включать в себя платформы, позволяющие принимать как пригородные, так и поезда дальнего следования, пассажирское здание с залом ожидания. Это позволит нам организовать перевозку авиапассажиров и жителей Автозаводского района до вокзала. Сейчас по участку, где задумано строительство ТПУ, без остановки курсируют ежедневно восемь пар пригородных поездов. Есть прогноз, что при обустройстве платформ мы получим дополнительно 400 пассажиров в сутки и 146 тыс. в год. С вводом маршрута Нижний Новгород – Кстово пассажиропоток увеличится до 1,3 тыс. в сутки.


– Электричка стала благодаря ВВППК в Нижнем Новгороде городским транспортом. Как пойдёт дальше их интеграция?


– Будем создавать комфортные условия для мультимодальных перевозок, а значит, добиваться интеграции системы оплаты проезда в пригородном железнодорожном и в городском транспорте. Требуется, чтобы пассажир пригородного поезда платил за проезд в черте города на тех же условиях, что и на других видах чисто городского транспорта. В Нижнем Новгороде действует автоматизированная система оплаты проезда (АСОП). С транспортной карты, используя пересадочные тарифы 60 и
90 минут, пассажиры в это отведённое время могут без дополнительной оплаты пересаживаться с одного вида городского транспорта на другой. Если в эти пересадочные тарифы будут включены пригородные поезда, пассажиры смогут, где это удобно, на них преодолевать участки маршрута и без доплаты пересаживаться в городской транспорт.


Прошли переговоры с оператором АСОП, заключено соглашение о присоединении к этой системе, и проведены технические испытания готовности к подключению. В правительство региона, Минтранс направлены обращения о необходимости такой интеграции. Проведены совещания в Министерстве транспорта Нижегородской области, администрации города с участием городских перевозчиков. Результатом работы стало вынесение данного вопроса на Правительственный час Законодательного Собрания Нижегородской области 24 октября 2019 года. В итоге принято поручение правительству Нижегородской области совместно с администрацией города рассмотреть возможность интеграции в АСОП. На 2020 год ВВППК подала заявку в региональную службу по тарифам на присоединение к городским тарифам. По предварительным расчётам, такая интеграция на городских направлениях сможет увеличить пассажиропоток уже на второй год на 87%.


– В СМИ приходится иной раз читать: электричек стало много, и они мешают сормовичам – часто перекрывают переезды, по которым транспорт идёт к 7-му микрорайону.


– Надеемся, что в наступающем году все поймут, что наши поезда, наоборот, приходят его жителям на помощь. Через несколько месяцев начнётся строительство путепровода на улице Циолковского, и это сильно затруднит проезд городским транспортом в ту часть Сормова, которая находится за железной дорогой.


Мы разработали и направили в Минтранс план развития транспортного обслуживания на этом направлении. На базе существующей станции Починки запланировано обустройство ТПУ. В 80 метрах от платформ там предполагается оборудовать остановку городского автобуса, который жителям поможет добраться до нужного места. От самих Починок назначаются дополнительно 33 пары поездов до Вари и восемь пар до вокзала. Тогда время их ожидания в часы пик составит 12 минут – почти как в метро. Между Варей и станцией метро «Буревестник» запланирована организация челночного автобусного маршрута. Это облегчит и ускорит поездки из отдалённой части Сормова в центр города. Оценочный дополнительный пассажирооборот при реализации проекта превысит 6,5 млн человек в год.


За 10 лет существования компании многое изменилось. Мы не стояли на месте, мы мчались вперёд. Поезда стали более комфортными, услуги более современными, маршруты разнообразными, но главное осталось неизменным: не важно, сколько вам лет, с кем вы путешествуете и куда направляетесь.


Итак, подводя итоги, самое главное: каждый для нас желанный пассажир, и этому принципу мы стараемся следовать все десять лет работы компании.

Николай Морохин