27 июля 2021 02:45

27 июля 2021 02:45

фото: Олег Густов

Человеческая жизнь – главная ценность

Технико-технологический совет, посвящённый совершенствованию системы управления охраной труда, а также профилактической работе по предотвращению непроизводственного травматизма состоялся 21 ноября в Нижнем Новгороде.
В работе по охране труда необходимы новые методы и практики, чтобы приблизиться к нулевым показателям производственного травматизма на полигоне Горьковской железной дороги, отметил председательствующий на совете первый заместитель начальника дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Олег Лукоянов. В этом году зафиксировано уже два смертельных случая при производстве работ, а ведь каждую трагедию можно было предотвратить.

Начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Владимир Глебов предложил создать самостоятельное структурное подразделение – центр безопасности производственных процессов с перераспределением дублирующих и исключением несвойственных функций. Центр обеспечит координацию в области управления безопасностью перевозочных процессов, обобщит нормативную базу в области охраны труда. Сотрудники центра будут регулярно проводить аудит системы управления охраной труда региональных дирекций с целью оценки эффективности функционирования системы управления и формирования предложений по её совершенствованию. В основу должен быть положен систематический анализ рисков, а также обеспечение взаимодействия с органами власти субъектов РФ в вопросах охраны труда и промышленной безопасности. Именно управление рисками нацеливает охрану труда как систему мер и средств не на опасные события, а на опасные ситуации. Переход на оценку потенциальной опасности производств по показателям риска и разработка на этой основе предупреждающих мероприятий является основной задачей управления безопасностью труда.

Также Владимир Глебов рекомендовал активнее внедрять на полигоне дороги систему информирования работников станции и пассажиров о приближении поезда «ПИРС-18», разработанную специалистами Нижегородской дирекции связи. Этот комплекс прекрасно зарекомендовал себя в ходе испытаний. Он обеспечивает высокую надёжность соединения, поскольку использует в комплексе проводную, сотовую и радиосвязь. Система имеет низкую стоимость и больший функционал по сравнению с существующими системами оповещения, а также исключает затраты на монтажные и пусконаладочные работы, подключить  её за несколько минут сможет любой работник станции. Кроме того, на ГЖД началось внедрение системы электронных инструктажей. Новая технология за счёт визуализации данных и дополнительной проверки знаний работника позволяет ему запомнить более 90% информации, в то время как устная речь или текст при обычном инструктаже остаются в памяти всего на 10%.

С каждым годом оборудования и комплектов для обеспечения безопасности работ на железной дороге становится всё больше. Главный инженер Горьковской дирекции по ремонту пути Дмитрий Кошкин подробно рассказал о новейших комплексах индивидуальной защиты, недавно поступивших в дирекцию. В него входит полиамидная каска с внутренней оснасткой, наушники, очки, защитный щиток. Мало того что такой «шлем» надёжно защищает работника от множества повреждений, он ещё и весит в полностью собранном состоянии меньше килограмма.

В соответствии с инвестиционной программой Горьковской дирекции по ремонту пути на 2019 год путевые машинные станции получили по новому мобильному комплексу для проживания путевых бригад. В распоряжении каждой ПМС появились новые световые башни. Проведены проектно-изыскательские работы по внедрению в зданиях ПМС Канаш, Зелёный Дол, Лянгасово систем светодиодного освещения.

Зашла речь и об испытаниях «умной каски», которые проходили в этом году. Это интерактивное защитное устройство в режиме реального времени контролирует состояние и местонахождение работника. Сообщает оператору об ударах по голове или о падении человека. Постучав по каске, можно позвать на помощь, данные сразу поступят на пост диспетчера. Изделие удобно для постоянной носки, прекрасно справляется со своей прямой обязанностью – защитой головы. Однако в ходе испытаний выявлены и существенные недостатки. Об этом рассказал начальник Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава Юрий Санкин. Устройство не всегда корректно выходит из спящего режима, в ряде случаев может отражаться искажённая информация. Нет возможности просмотреть данные за несколько дней, доступна информация только за текущие сутки. В модели отсутствует индикатор заряда. Для обеспечения безопасности человека это устройство могло бы самостоятельно измерять температуру и пульс. В общем, вопросов к производителю – ОАО «Суксунский оптико-механический завод» – осталось много. В большинстве случаев они касаются программной составляющей «умной каски». Прошивку придётся доработать.

Главный инженер Горьковской дирекции управления движением Александр Мальцев рассказал о системе коммерческого осмотра АСКО ПВ 3D, которая обеспечивает автоматический контроль габаритов погрузки и выявление коммерческих неисправностей. АСКО ПВ 3D может быть интегрирована с тепловизионным комплексом дистанционного контроля загрузки вагонов АСКО ТПВ, системой АСКИН и системой взвешивания вагонов. Она позволяет автоматизировать технологию коммерческого осмотра, вывести приёмщиков поездов из вредных условий труда по тяжести трудового процесса и минимизировать время нахождения в опасной зоне. Система уже применяется на других железных дорогах и получила хорошие отзывы по результатам опытной эксплуатации. В ряде случаев, на станциях, где внедрение стационарных систем коммерческого осмотра не представляется возможным в связи с малым оборотом вагонов, актуально использование в работе приёмосдатчика носимых систем коммерческого осмотра. С применением таких устройств у приёмосдатчиков отпадает необходимость подниматься на подвижной состав для визуального осмотра вагона и груза – теперь вся информация отображается на мониторе, записывается и передаётся через сеть передачи данных. При этом исключается связанная с риском работа на высоте.
Олег Густов