29 ноября 2021 09:32

29 ноября 2021 09:32

фото: Алексей Яшпертов

«Я – моторвагонник, движущая сила»

Опыт, знания и скорость реакции: что помогло победителям конкурса профессионального мастерства

C 19 по 21 ноября в Нижнем Новгороде проходило состязание за звания лучшего техника по расшифровке скоростемеров, лучшего машиниста рельсового автобуса, электропоездов переменного и постоянного тока, а также лучшего машиниста-инструктора Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава.

Время первых


Челябинск и Красноярск, Сочи и Хабаровск, Санкт-Петербург и Ярославль… Интересно, что в видеопрезентациях своих команд почти все участники конкурса профессионального мастерства рассказывали не только о своей работе, но и об особенностях географической зоны, где проходит их железная дорога. В каждом ролике – тот самый вид из переднего окна электропоезда, который чаще всего доступен только локомотивной бригаде. А кто-то идёт ещё дальше и даже сочиняет собственный профессиональный гимн: «Я – моторвагонник, движущая сила!», раздаётся песня из динамиков, и зал встречает её дружными аплодисментами.


– Я уже 24 года работаю на железной дороге. Даже не представляю себя в другой профессии. За это время ни разу не думал о том, чтобы сменить сферу деятельности. Это моё, и точка, – уверенно говорит машинист-инструктор из Иркутска Сергей Герасько.


Более пятидесяти участников со всех железных дорог России, с разным уровнем знаний, с различным профессиональным опытом, но всех их объединяет одно – в конкурсах на своих предприятиях и на дорожном уровне они показали лучшие результаты.


– Иногда можно услышать, что на сетевые железнодорожные конкурсы попадают одни и те же люди год от года… Но ведь они уже доказали это своё право! Здесь те, кто обладает самыми уверенными навыками и точными знаниями. В начале сетевого конкурса невозможно предположить, кто станет победителем, – отмечает начальник ЦДМВ Андрей Казаков.


Сами участники тоже пока не делают ставок. Зато откровенно делятся, какой этап конкурсной программы кажется им самым сложным. Например, для машиниста-инструктора из команды Южно-Уральской железной дороги Артура Хабибулина практические задания совсем не кажутся тяжёлым испытанием:


– Честно вам скажу, что для меня как для капитана команды самым сложным кажется первый этап – презентация своей команды членам жюри. Ведь практические задания напрямую связаны с нашей работой, а вот опыта публичных выступлений у меня немного.



Драгоценные секунды


1-2.jpg– Машинист, в вагоне очень холодно, замерзаю! – по громкой связи раздаётся жалоба в кабине рельсового автобуса. Да, каждый участник конкурса должен знать, как решить этот и множество других вопросов, которые порой ставят локомотивным бригадам пассажиры.


– Когда мы готовились к конкурсу, то в рамках индивидуальных заданий старались создать ситуации, максимально приближенные к ежедневной работе. Клиентоориентированность в нашем деле входит в число неизменных приоритетов, поэтому каждый из конкурсантов должен найти решение самой сложной задачи так, чтобы пассажир остался доволен, – подчёркивает заместитель начальника Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава Игорь Елошников.


Члены жюри на всех этапах конкурса обращают внимание не только на скорость выполнения заданий, но и на качество. К примеру, если при замене деталей на кране машиниста не затянуть должным образом гайки, то количество начисленных баллов будет значительно снижено.


– Конечно, есть волнение, не получается с ним полностью справиться. У меня сработал датчик пожарной сигнализации при отсутствии возгорания в салоне, и я не сразу нашёл причину, потратил восемь минут, хотя мог уложиться и в три, – разводит руками машинист из Красноярска Максим Лобанов.


В этом году в сетевом конкурсе появилось задание, которого не было в прошлом. И вот здесь счёт идёт не на минуты, а на секунды.


– Минувшим летом на одном из железнодорожных переездов Октябрьской дороги произошло ДТП с участием рельсового автобуса и грузовика. Погибла локомотивная бригада… После этого случая мы стали ещё чаще проводить тренировки для машинистов и их помощников по отработке действий при возникновении препятствия на переезде. Локомотивная бригада должна уложиться в пять секунд, покидая кабину, и на конкурсе мы видим, что это получается у всех участников. Ведь эти секунды могут спасти человеческие жизни, – говорит заместитель начальника ЦДМВ Александр Денисов.


А вот с конкурсным заданием «Подъезд к планке» участники справляются по-разному. Не столь привычный в управлении локомотив, как в своём депо, и опять же волнение приводят к тому, что результаты получаются очень разными: от сбитой планки до остановки перед ней за несколько метров.


– Не доехал почти четыре метра, к сожалению. На дорожном этапе результат был значительно лучше, но там и стены, как говорится, родные, и, признаться, нам давалось целых три попытки, – улыбаясь, говорит машинист из Москвы Александр Гончаров.



Баллы решили всё        


И вот третий день сетевого конкурса, когда все задания уже пройдены. В первой половине дня для участников была подготовлена интересная экскурсионная программа, ведь большинство из них впервые в Нижнем Новгороде. А члены жюри в это время были заняты непростой работой – подсчётом баллов и определением победителей в индивидуальном и командном зачётах.


– Спасибо всем, что смогли проявить себя, показать свой максимум. А если что-то не получилось, это лишь повод собраться и тщательно поработать над устранением пробелов в знаниях или практических навыках, – отмечает со сцены ЦДКЖ заместитель начальника ЦДМВ Юлия Алексеева.


И под оглушительные аплодисменты вручает диплом участнику, который… даже не был заявлен в конкурсной программе. Но «Приз зрительских симпатий» единодушно присудили в тот день начальнику моторвагонного депо Горький-Московский Олегу Бадану. Во время практического этапа конкурса он показал мастер-класс: совершил подъезд к планке на рельсовом автобусе. Причём остановился перед ней практически идеально. Не верите? Просто посмотрите двадцатисекундный видеоролик в группе «Волжской магистрали» в социальной сети «Вконтакте» и убедитесь сами!


Впрочем, все остальные награды и дипломы вручались уже исключительно по совокупности набранных баллов. Учитывалось всё: и теоретические задания, и тестирование по охране труда, и уровень подготовки видеопрезентаций, и практика. В итоге в общекомандном зачёте переходящий кубок заработал коллектив Северной дирекции моторвагонного подвижного состава. Поэтому следующий общесетевой конкурс пройдёт в Ярославле. Сборной Горьковской магистрали, которая, напомним, завоевала победу в прошлом году, не хватило для «золота» всего двух баллов! При этом наши ребята сумели достойно проявить себя в индивидуальном зачёте. В номинации «Лучший машинист рельсового автобуса» третье место занял Сергей Суспицин. «Серебро» в своих номинациях – «Лучший машинист электропоезда переменного тока» и «Лучший техник по расшифровке лент скоростемеров» завоевали Максим Кошелев и Анна Рябова соответственно. Кроме дипломов, все победители получили и внушительные денежные премии.


– Да, конкурс был сложный, но я доволен своим выступлением. В прошлом году я тоже участвовал, и тоже вошёл в число победителей. Буду стараться снова показать хорошие результаты на дорожном этапе конкурса, чтобы в следующем году в Ярославле вновь завоевать переходящий кубок для Горьковской магистрали, – улыбаясь, говорит машинист моторвагонного депо Горький-Московский Сергей Суспицин.

Елена Минина