31 июля 2021 12:36

31 июля 2021 12:36

Идеи, которые работают

Реализация рацпроектов помогает сократить расходы и улучшить условия труда

С начала этого года работники Горьковской дирекции аварийно-восстановительных средств зарегистрировали 19 рационализаторских предложений. Все они успешно используются в работе и помогают сокращать непроизводительные потери, а также существенно облегчают труд самих работников восстановительных поездов.
В числе лучших предложений – разработка работников восстановительного поезда Владимир. Её авторы – Владимир Минаев, Артур Щанников, Сергей  Ставинов. Они решили продлить срок эксплуатации аккумуляторной батареи носимой радиостанции MOTOROLA. Приспособление обеспечивает поддержание заявленной ёмкости никель-металлогидридных аккумуляторных батарей радиостанций. Раньше, до внедрения технического устройства, при установке на подзарядку не полностью разряженных никель-металлогидридных аккумуляторных батарей, имеющих «эффект памяти», происходило уменьшение ёмкости батареи на величину «недоразряда». В процессе эксплуатации при неоднократной подзарядке АКБ их ёмкость значительно падала, что в использовании радиостанций для связи во время манёвров и в управлении процессом производства работ могло привести к возникновению аварийной ситуации. Своё техническое решение дали авторы метода. Для полной разрядки АКБ по её размеру из пластикового кабель-канала изготовлено устройство – пенал. Он имеет с торца открытое гнездо для установки аккумулятора и закрытый защитной крышкой отсек для контактных клемм, соединённых проводами с патроном. Сверху пенал закрыт крышкой, на поверхности которой закреплён патрон с лампочкой 12V/2A, а со стороны клемм вмонтирован прижимной винт. Аккумулятор вставляется в гнездо пенала, винтом контакты пенала поджимаются к клеммам батареи и подают напряжение на лампочку, которая загорается и разряжает аккумулятор полностью – лампочка гаснет. После полной разрядки батарея устанавливается на зарядку в штатное зарядное устройство. Для более качественного восстановления батареи данную операцию необходимо выполнить 2–3 раза подряд.

Там же, в восстановительном поезде Владимир, предложили интересное решение хранения и транспортировки стропов, которые применяются при ведении аварийно-восстановительных работ. Все они разного диаметра и длины и размещались на крюках в такелажном вагоне по несколько штук на одном фиксаторе. При этом поиск необходимого стропа требовал дополнительного времени. А в зависимости от их длины и массы для их переноски обычно требовалось от 2 до 4 человек. Проблему хранения и транспортировки стропов к месту ведения аварийно-восстановительных работ решили с помощью обычных автопокрышек легкового автомобиля радиусом 17 дюймов и более. Таким образом, в каждую покрышку можно уложить по 1–2 стропа большого диаметра и по 2–4 стропа – малого. А для доставки к месту ведения аварийно-восстановительных работ достаточно одного работника, который докатит колесо со стропом нужного диаметра и длины до крана. Кстати, для хранения покрышек со стропами в такелажном вагоне крана вдоль стены установлен стеллаж из стального уголка 20х20 мм.

Иван Баранов, стропальщик восстановительного поезда Муром, внёс рацпредложение по восстановлению предпускового подогревателя на бульдозере Т-11.01. При ремонте было установлено, что в системе охлаждения подтекает тосол, причина – в износе сальника вала крыльчатки. Сальников с нужным размером в продаже нет, имеется только подогреватель в сборе.

Для восстановления узла автором было предложено использовать сальник, имеющий форму оригинального, но меньшего наружного диметра. Его необходимо вставить и запрессовать в металлическую втулку для придания ему необходимого диаметра. При этом втулка вытачивается на токарном станке так, чтобы наружный диаметр совпадал с диаметром оригинального неисправного сальника, а внутренний диаметр – с наружным диаметром вновь приобретённого сальника. Подогреватель собирается с новым сальником на клей-герметик, так как втулка, в которую запрессован новый сальник, сопрягается с металлическим корпусом подогревателя. Этот метод можно применять и в других узлах при ремонте крановой, бульдозерной и другой техники, где существует дефицит сальников оригинальных размеров.

Своим изобретением могут похвастаться и рационализаторы восстановительного поезда Нижний Новгород-Сортировочный. Там изобрели приспособление, которое облегчает труд работников поезда при перемещении двухсотлитровой бочки с одного места на другое и при фасовке (розливе) жидкости из бочки по мелкой таре. Для совмещения двух этих операций изготовили передвижной кантователь бочек, действующий по принципу рычага. Изобретение состоит из передвижной подставки, рычага и системы крепления бочки. Подставка оборудована роликами от купе пассажирского вагона. К подставке на болтах подвижно крепится рычаг. Рычаг и подставка оборудованы двумя ограничителями движения – фиксаторами и подвижной планкой, закреплённой болтами. Для более плотного прилегания к центральной части бочек, которые не имеют рёбер жёсткости, используются петли и цепь. А принцип работы таков: кантователь подкатывается к бочке и захватывает её по центру – в подвешенном состоянии бочка перекатывается в другое место. Далее с помощью рычага проводится подъём, и бочка переворачивается – производится розлив жидкости в мелкую тару.
Всего в этом году в восстановительных поездах дирекции внедрено 170 новшеств, в том числе и заимствованных, с общим экономическим эффектом 1163,18 тыс. руб.
Вера Гараева